Авто энциклопедия
МУСОРОВОЗ
МУСОРОВОЗ - тип автомобиля, используемого при транспортировке мусора.
Автомобили-мусоровозы появились в начале XX века - как только грузовые грузовики начали работать на улицах городов. Вначале мусоровозы мало чем отличался от телеги мусорщика: отходы просто насыпали в кузов. Но когда уже в 20-х годах для мусоровозов были сконструированы специальные кузова, системы погрузки-разгрузки и уплотнения отходов. Была учтена еще одна особенность работы мусоровоза: за смену он делает более 500 остановок.
В Германии появилась система "Kuka", разработанная фирмой Keller&Knappich. В цилиндрическом кузове стоял огромный шнек - примерно такой же, как в мясорубке. При загрузке он, вращаясь в одну сторону, прессовал мусор, а при выгрузке, наоборот, выталкивал его наружу. В считанные годы эта система стала крайне популярной, причем перед войной существовали даже "кукомобили" вместимостью 15 м3, достаточно велика даже по сегодняшним меркам. Эта система до сих пор жива и используется в модернизированном виде под маркой "Rotopress" выпускает фирма FAUN.
К 60-м годам в Европе конструкция мусоровозов окончательно сформировались. На шасси большого грузовика монтировался кузов с задней загрузкой и плитой-прессом внутри. Эта плита выполняла двойную роль: при загрузке прессовала мусор, отодвигаясь все дальше к переднему борту, а при разгрузке, когда задний борт поднят, выталкивала содержимое наружу.
Новое поколение мусоровозов появилось в 90-х годах. Немецкой фирма "Georg" была представлена машин "Shuttle" (челнок) на выставке в Ганновере. Название "челнок" вполне соответствовало принципу работы автомобиля - он был оборудован съемным кузовом-бункером. Когда бункер наполнялся, Shuttle ехал на перевалочный пункт, сгружал полный бункер на железнодорожную платформу и забирал новый, пустой. Следом за этой фирмой по такой схеме стали выпускать мусоровозы и ряд других фирм.
В настоящее время подавляющее большинство европейских мусоровозов (70%) - это традиционные машины с загрузкой сзади. Помимо водителя их, как правило, обслуживают еще один-два человека - часто они стоят сзади на специальных подножках. В последнее время получили распространение мусоровозы с боковой погрузкой и одним водителем-оператором. Они работают в основном в центрах городов, на широких улицах, где удобнее захватывать контейнеры со стороны борта. Около 5% от общего числа мусоровозов составляют машины, которые захватывают контейнеры спереди и опрокидывают их за кабину. Эти машины чаще всего обслуживают крупные торговые зоны и супермаркеты. В последнее время наметилась тенденция к уменьшению габаритов. Длина мусоровозов сокращается до 8 метров, объем кузова - до 18 м3, но при этом степень сжатия отходов возрастает с 5-6:1 до 7-8:1.