Авто энциклопедия
ДОДЖ (Dodge) Xopac и Джон
БРАТЬЯ ДОДЖ (Dodge) Xopac и Джон - американские предприниматели и изобретатели. Джон родился 25 октября 1864 г., а Хорас - 17 мая 1868 г. в провинциальном городке Найлс (Мичиган). Отец - слесарь механик был совладельцем литейно-кузовного производства "Братья Додж", основанного еще дедами наших героев.
Они начали свою карьеру, помогая отцу и дяде в семейной механической мастерской. В 1886 г. в двадцатилетний Джон устроился на работу в машиностроительную фирму "Мэрфи", а вслед за ним туда же пришел и восемнадцатилетний Хорас. Так братья оказались в Детройте. Способности к техники у братьев были, что называется, фамильной чертой. Почти за четыре года, которые они проработали на этой фирме, Джон вырос в должности до старшего мастера, а Хорас - до бригадира.
После этого братья перебрались на другой берег озера Онтарио, в канадский город Виндзор, где, взяв ссуду крупную сумму денег, арендовали завод и развернули там выпуск дорожных велосипедов "Ивенс-Додж". В Канаде Хорас изобрел и запатентовал регулируемую велосипедную втулку на шарикоподшипниках.
В 1901 г., накопив достаточно денег, они вернулись в Дейтрот, где открыли мастерскую по выпуску комплектующих деталей для различных видов техники. Джон был бухгалтер, Хорас - конструктор. Уже в том же году среди изделий, которые выполняли в мастерской братьев Додж появился одноцилиндровый двигатель для машины "Олдсмобил" с мощностью 3 л.с.
В 1903 г. крупный заказ на партию двухцилиндровых моторов мощностью в 8 л.с. для Генри Форда. Одновременно тот предложил братьям и места в совете директоров своей компании. Дела шли вполне хорошо. В 1910 г. "Форд" стал самым крупным в мире автомобилестроительным предприятием, а братья Додж - самыми крупными в мире производителями автомобильных агрегатов.
Но братья всегда мечтали о большем. Джон Додж тогда объявил: Да, Генри Форд мне друг, но из этого не следует, что я всю жизнь должен обитать у него в жилетном кармане".
Они решили разработать свой автомобиль. И располагая капиталом в 25 млн. долларов, покинули компанию Форда, основав собственную фирму в 1913 г. братья Додж основали большую компанию по выпуску частей для автомобилей в Хэмтраке, предместье Детройта. Здесь производились двигатели и другие комплектующие для заводов Форда и "Олдс Мотор Компани". За отправную точку братья реши взять машину, вот уже несколько лет занимающуюся первое место в стране по популярности - текущую модель "Форда". Они знали ее как облупленную и знали все ее сильные, но и слабые стороны. Машина, как известно, славилась надежностью и дешевизной, но только вот за счет максимального упрощения конструкции.
За прочность и дешевизну потребитель должен был расплачиваться собственным дискомфортом. Будучи вынужден терпеть тряску, так как рессоры были слабые, частые перегревы мотора, или скажем странности "Форда-Т" - машина могла подниматься в гору не как обычно, а задом наперед.
Они подумали, что нужно сделать автомобиль в расчете на более изысканных покупателей, которые готовы платить лишние деньги за комфорт.
Такая была концепция. И с самого начала братья заложили в проект будущего автомобиля много такого, чего не было у простецкого "Форда" и многих других автомобилей. Они использовали для своих машин цельнометаллическую конструкцию, что также было новаторским решением. Предусмотрели электрический стартер, бензонасос, водопомпу и трехскоростную коробку передач.
Расчет оказался верным. Первая машина вышла 14 ноября 1914 г. Автомобиль, построенный братьями, вышел крепким, надежным и неприхотливым. Они имел двигатель мощность в 35 л.с. (у "Форда-Т было 20 л.с.), хотя и стоил в полтора раза дороже "Форда". Когда их спрашивали, чем их автомобиль отличается от автомобиля "Форд", те отвечали, "Модель Т превосходная машина, учитывая деньги, которые за нее просят", - и тут же добавляли, "но мы предлагаем своим покупателям настоящий автомобиль!" И не случайно уже в следующем 1915 г. было выпущено более 45 тысяч автомобилей "Додж". Завод расширялся. Спрос быстро рос. В 1916 г. было выпущено 70799 автомобилей, и вскоре производство перевалило за 100 тысяч машин в год. После Форда они вышли на второе место в Америке по выпуску автомобилей.
Хорас Додж придумал множество усовершенствований, самым интересным и значительным из них был метод промышленного обжигания окрашенной поверхности автомобильного корпуса. Братья Джон и Хорас Додж умерли в 1920 г.
В 1928 г. концерн братьев Додж вошел в состав корпорации "Крайслер", автомобиль "Додж" стал торговой маркой "Крайслер".