ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Справочник масел

Масла для авиационных двигателей

Масла для турбореактивных двигателей

    В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.

    Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин - 12000-20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.

    Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М - число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).

    Подвод масла к узлам трения у ГТД осуществляется не только для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева узлов трения масло непрерывно подводится к следующим элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения - в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.

    Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе.

    Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям:

    - надежное смазывание всех узлов и агрегатов двигателя с минимальным износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С;

    - пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С);

    - однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя (целесообразно применять смазочные масла узкого фракционного состава);

    - высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150-200 °С и выше;

    - минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения;

    - неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам.

Минеральные масла

    В России широкое распространение получили авиационные масла на минеральной основе. Это связано с их высоким качеством и относительно невысокой стоимостью.

    Масло МС-8п (ОСТ 38 101163-78) - наиболее широко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150°С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. При меняют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.

    Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) - рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авиационных двигателей срок защиты составляет: для масла МК-8 - 3 мес., для масла МС-8п - 1 год, для масла МС-8рк - 4-8 лет.

    Масла МК-8, МК-8п (ГОСТ 6457-66) - масла на нефтяной основе, производились из бакинских нефтей. Области их применения аналогичны областям применения масел МС-8п и МС-8рк. В настоящее время не производятся.

Характеристики минеральных масел для турбореактивных двигателей

Показа-
тели

МС-8п

МС-8рк

MK-8п

МК-8

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
50 °С, не менее

8,0

8,3

-40 °С, не более

4000

5000

6500

6500

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

145

145

135

140

застывания, не выше

-55

-55

-55

-55

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,05

0,15

0,04

0,04

Содержание
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)

50(150)

50(150)

10(175)

10(120)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
50 °С

10,0

11,0

-

-

-40 °С

5500

6750

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,7

0,7

0,6

0,25

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,15

0,15

0,10

0,10

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

-

медь М1 и М2

± 0,2

± 0,2

-

-

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

-

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

875

900

885

885

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

490

490

-

-

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

0,55

0,55

-

-

 

Синтетические масла

    Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299-90) - синтетическое углеводородное с комплексом высокоэффективных присадок. Работоспособно в интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплонапряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного сорта масла и в других агрегатах, в частности, в газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя. Можно использовать для недлительной консервации.

    Масло ВНИИНП-50-1-4ф (ГОСТ 13076-86) - синтетическое диэфирное с присадками, повышающими противоизносные свойства и термоокислительную стабильность. Применяют в двигателях с температурой масла на выходе до 175 °С и в турбохолодильниках.

    Масло ВНИИНП-50-1-4у (ТУ 38.401-58-12-91) - синтетическое диэфирное, содержащее эффективную композицию антиокислительных присадок, позволяющих применять масло при температуре от -60 до 200 °С с перегревом до 225 °С. Допущено к применению во всех авиационных ГТД. Может заменить масло ВНИИНП-50-1-4ф. Совместимо с маслом ВНИИНП-50-1-4ф во всех соотношениях, не требуется замена резин и конструкционных материалов. Используют как одно из основных в военной технике (например, МиГ-29). Рекомендуется для перспективной техники.

Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей

Показа-
тели

ИПМ-10

ВНИИНП-50-1-4ф

ВНИИНП-50-1-4у

ПТС-225

Внешний вид

Прозрачная желтая жидкость

-

Светлая прозрачная жидкость

Однородная прозрачная жидкость от желтого до коричневого цвета с флюорес-
ценцией

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее

3,0

3,2

3,2

1,25(200°С)

-30 °С, не более

-

-

-

-

-40 °С, не более

2000

2000

2700

6500

-54 °С, не более

-

11000

8500(50°С)

-

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

190

204

204

235

застывания, не выше

-50

-60

-60

-60

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

<=0,05

<=0,20

<=0,25

<=0,20

Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей

Отсутствие

воды

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)

50(200), (воздух 3 дм3/ч)

50(175), (воздух 10 дм3/ч)

50(200), (воздух 10 дм3/ч)

50(225), (воздух 10 дм3/ч)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С

4,5

-

3,7

6,9

-40 °С

5000

3500

-

30000

изменение вязкости
при 100 °С,
не более

-

7,0

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

<=8,0

<=0,4

<=4,5

<=3,08

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,35

0,30

0,15

0,15

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

± 1,0

Не норми-
руется

медь М1 и М2

± 0,2

± 1,5

± 4,0

Не норми-
руется

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

± 2,0

± 1,0

Не норми-
руется

Коксуемость, %, не более

-

-

-

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

>=820

<=926

<=928

1000

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

710

840

735

900

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

0,35

0,4

0,45

0,50

 

    Масло Б-ЗВ (ТУ 38.101295-85) - синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Применяют в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С. Обладает высокими смазывающими свойствами. Недостаток: выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением осадка в масле при 70-90 °С.

    Масло 36/1-КУА (ТУ 38.101384-78) - синтетическое на основе сложных эфиров с комплексом присадок; обладает высокими противозадирными свойствами. Используют в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя 200 °С. В настоящее время не вырабатывается.

    Масло ЛЗ-240 (ТУ 301-04-010-92) - синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Рекомендуется для использования в тех же двигателях, в которых применяется масло Б-ЗВ.

    Масло ПТС-225 (ТУ 38.401-58-1-90) - синтетическое высоко-стабильное на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот С59. Работоспособно в интервале температур от -60 до +225 °С. Рекомендовано к применению в теплонапряженной авиационной технике, а также в качестве унифицированного масла для отработки новых теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей (ТРД, ТВД, ТВВД, турбовальных двигателей и редукторов вертолетов). Масло обладает улучшенными вязкостно-температурными свойствами и высокой термоокислительной стабильностью. Рекомендуется для перспективной авиатехники, а также взамен товарных нефтяных и синтетических авиамасел. По своим физико-химическим и эксплуатационным свойствам наиболее (по сравнению с другими маслами) соответствует американской спецификации MIL-L-23699F.

    Масло ВТ-301 (ТУ 38.101657-85) - синтетическое на основе кремнийорганической жидкости с присадкой. Характеризуется максимальной (по сравнению с другими маслами) термоокислительной стабильностью, низкой летучестью, хорошими низкотемпературными свойствами. Можно использовать в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250-280 °С.

Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей

Показа-
тели

Б-ЗВ

36/1-КУА

ЛЗ-240

ВТ-301*

Внешний вид

Прозрачная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная прозрачная жидкость без посторонних частиц и волокон

Прозрачная жидкость от светло-коричневого до красно-коричневого цвета

Однородная подвижная прозрачная жидкость от темно-желтого до темно-коричневого цвета

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее

5,0

3,5

4,8

8,5

-30 °С, не более

3500

-

-

-

-40 °С, не более

12500

3600

12500

800

-54 °С, не более

-

-

-

2500

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

235

195

235

260

застывания, не выше

-60

-60

-58

-60

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

4,4-5,5

3,2-4,0

<=0,5

<=0,20

Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей

Отсутствие

воды

Следы

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)

10(200)

10(200)

50(200)

50(250)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С

6,0

5,5

6,0

10,0

-40 °С

20000

9000

20000

-

изменение вязкости
при 100 °С,
не более

-

-

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,7-2,0

<=4,0

<=1,5

<=0,3

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,11

0,35

0,10

0,12

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

± 2,0

медь М1 и М2

-

-

Отсутствие

± 2,0

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

± 2,0

Коксуемость, %, не более

0,45

0,40

0,45

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

990-997

980-997

980-1020

1090-1110

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

890

874

872

-

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

-

0,60

0,50

-

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей