Авто энциклопедия
НАМИ-1
"НАМИ-1" - первый российский малолитражный автомобиль. В середине 20-х годов прошлого столетия перед Россией стояла задача найти подходящий прототип для конструирования и начала производства в стране легкового автомобиля. Вскоре такой прототип был выбран. Им стал чехословацкий легковой автомобиль "Татра-12" который в 1925 г. на Всероссийском автопробеге по маршруту Ленинград - Тифлис - Москва протяженностью 5300 км финишировал первым. Именно на него обратил свое внимание заместитель директора научного автомоторного института (НАМИ) Е. А. Чудаков и в дальнейшем стал продвигать его в производство. Вначале он предложил своему дипломнику К. Шарапову сделать конструкцию нового автомобиля как дипломный проект. Позже Шарапов был принят на работу в НАМИ, где он, с инженерами А.А. Липгартом и Е.В. Чарнко доработал свой дипломный проект применительно к производственным условиям.
В конце 1926 г. чертежи новой машины, названной по имени организации-разработчика НАМИ-1, были переданы на московский автозавод № 2, называвшийся в то время "Спартак".
В начале 1927 г. было изготовлено 3 опытные образца малолитражки. НАМИ-1 имел тип кузова - фаэтон. Число мест было 4. Длину - 3700 мм. Ширину - 1500 мм. Высота - 1650 мм. Его масса составляла 700 кг. Максимальная скорость - 75 км/ч. Он имел 4-тактный, 2-цилиндровый, с воздушным охлаждением двигатель с V-образным расположением цилиндров. Рабочий объем - 1160 куб. см и мощностью - 22 л. с.
Начиная с четвертого образца, автомобиль получил новый открытый кузов темно-синего цвета. По этой причине автомобиль даже получил прозвище "Синяя птица".
В 1928, 1929 и 1930 годах было выпущено соответственно 50, 156 и 160 малолитражек. Но вскоре их производство было прекращено, так как в декабре 1932 г. Горьковский автозавод начал серийное производство легковых машин ГАЗ-А, считавшихся более совершенными.