Авто энциклопедия
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - вид сферы производственной деятельности, направленной на производство автомототехники. Возникла на рубеже 19-20 столетий в ряде стран. Так, В 1899 г. во Франции было изготовлено 1672 автомобилей, в 1900 - 2997, в 1901 - 5886. В США в 1898 г. было выпущено 4 автомобиля, в 1900 г. - 4192, а уже в 1925 - 4 млн. единиц. В Италии в 1900 г. было изготовлено 355 автомобилей.
В начале XX века в России мало пользовались автомобилем. В отличие от промышленно развитых стран - таких как Германия, Англия, Соединенные Штаты Америки - в России основным средством перевозок и в городе и на селе, главной тягловой силой в сельском хозяйстве была лошадь - их в стране по данным на 1914 г. насчитывалось более 32 миллионов - почти треть всех работающих лошадей планеты.
В период до первой мировой войны Россия не имела своей автомобильной промышленности как специализированной отрасли производства. Россия была крупнейшим в мире импортером автомобилей. Если в 1901 - 1903 годах их было ввезено 148 штук, то накануне первой мировой войны в стране насчитывалось 13 тыс. автомобилей 270 иностранных фирм. Отдельные мелкие предприятия не могли наладить массового производства автомобилей. Так, например, Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей.
В середине 1915 г. на высшем государственном уровне было принято решение о создании отечественной автомобильной индустрии, основу которой в первое время должны были составить 6 наиболее перспективных предприятий: завод Автомобильного Московского общества (АМО), АО "В. А. Лебедев", АО "Русский Рено", АО "Аксай" в Ростове-на-Дону, Русско-Балтийский завод (к этому времени уже переведенный из Риги в Москву) и завод "Бекас" в Мытищах под Москвой. Для этой цели был выделен государственный кредит для организации автомобильного производства по обеспечению потребностей армии. В 1916 г. на них предполагалось выпускать 7 тыс. легковых и 4 тыс. грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен.
В России автомобильная промышленность фактически сложилась лишь в начале 30-х годов 20 века. В ряде стран автомобилестроение является ведущими отраслями промышленности. Так, в середине 90-х годов в США из общего количества материалов, израсходованных в стране, на автомобильную промышленность пришлось 20,2% нержавеющей стали; 10,6% специальных сталей; 69,3% ковкого чугуна; 27% алюминиевых сплавов; 79% резины для изготовления шин; 68,1% свинца.
После первой мировой войны развитие автомобильной промышленности в России прошло несколько этапов.
В первый период в 1924-1930 гг. выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах. Первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 г. на заводе АМО. В 1925 г. началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. Производство легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-28 гг. в Москве на заводе "Спартак".
Второй период - 1931-1945 гг. характеризуется организацией крупносерийного и массового производства автомобилей, созданием специализированного автомобильного производства. Индустриализация страны значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте. 1 октября 1931 г. был введён в строй Московский автозавод (АМО), ныне автозавод им. Лихачева (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 22 января 1932 г. начал производство Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1936 г. был налажен выпуск легковых автомобилей ЗИС-101 на Московском автозаводе. Московский автосборочный завод им. КИМ в конце 30-х наладил производство производства малолитражных легковых автомобилей, получивших название КИМ-10. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения и автобусов.
Россия (СССР) уже в 1937 г. обогнала по выпуску грузовых автомобилей все европейские страны и заняла второе место в мире. В годы второй мировой войны автомобильное производство не прекращалось. Был построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская область) и комплектующие его заводы - кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская область).
Третий период, после войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, были построены и начали производство автомобилей Ульяновский - легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954 г.). На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 г. начат выпуск малолитражных легковых автомобилей "Москвич-400". С 1953 г. был начат выпуск автобусов на Павловском (Горьковская область) автобусном заводе. В 1945 г. на Московском автозаводе было организовано производство легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947-1948 гг. автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210; легковые - "Победа", ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и других специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива.
Четвертый период с конца 60-х годов по настоящее время. Начался с массового производства легковых автомобилей после строительства Волжского автозавода в городе Тольятти, и рассчитанного на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных автомобилей в год. Был существенно расширен Московский завод малолитражных автомобилей, организовано производство малолитражных автомобилей в Ижевске. Основные заводы перешли на выпуск новых, более совершенных моделей автомобилей: ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (1967 г.) на Московском автозаводе, ГАЗ-53А (1965 г.) и ГАЗ-66 (1966 г.) на Горьковском, Урал-375 (1962 г.) и Урал-377 (1966 г.) на Уральском и др. Новые модели автомобилей обладали повышенной грузоподъёмностью, увеличенной мощностью двигателей, почти в 2 раза повышены сроки службы. Увеличился выпуск специализированных автомобилей-цистерн, фургонов, самосвалов, седельных тягачей с полуприцепами. Значительное развитие получает производство автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей.