Авто энциклопедия
МЕЛЛЕР ЮЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
МЕЛЛЕР ЮЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - русский инженер и бизнесмен. Неизвестны точно ни даты его рождения, ни смерти. А между тем, это человек, который не только стоял у колыбели русского автомобиля и авиастроения, но и одним из первых понял перспективы этих отраслей промышленности, понял, что за ними будущее.
Все началось с того, что в феврале 1895 г. Меллер - выходец из Прибалтики, открыл в Москве на Садовой ул., 170 мастерскую по сборке велосипедов. До этого он имел опыт работы на английских велосипедных фабриках. В июле 1900 г. на баземастерской было организовано "Акционерное общество "Дукс" Ю.А. Меллера". Меллер дал новому предприятию название "Дукс", что по-латыни означала "вождь". Меллер всеми силами старался оправдать название своего предприятия. И действительно, вскоре его деятельность на ниве российского предпринимательства оправдала это название. Вначале на предприятие выпускались трубы отопления. Дела шли в гору, но Меллер пришел к выводу, что на том же оборудовании можно из труб собственного изготовления строить велосипеды. А велосипед, надо сказать, был чрезвычайно модным средством транспорта и спортивным снарядом, потому-то постройка их сулила немалые прибыли. Сказано - сделано, через некоторое время велосипеды Меллера стали известны по всей России. Старые масштабы завода были малы для новых идей, поэтому в 1901 г. произошла реорганизация предприятия. Но велосипеды, хотя за них и была получена Бронзовая медаль Всероссийской Художественно-Промышленной выставки в Н.-Новгороде в 1896 г., не были пределом мечтаний энергичного предпринимателя. Его интересовали механические экипажи, сельхозмашины и другая сложная техника. Поддерживая тесный контакт с иностранными фирмами.
В начале первого десятилетия нового XX века Меллер увлекся автомобилями. Вначале он развернул производство паровых автомобилей по типу американских "Стенли". Но поскольку практика показала, что паромобили не пользуются спросом, и расчет оказался ошибочным, то, будучи невероятно смелым предпринимателем, Меллер построил несколько электрических омнибусов, специально для московских гостиниц. У завсегдатаев
московских ресторанов считалось хорошим тоном перебираться из заведения в заведение имен но этим транспортом. После этого "Дукс" перешел на выпуск бензиновых автомобилей. Прототипом стали американские "Олдсмобили", но в русском варианте они именовались "Дуксмобиль". Это была сравнительно дешевая модель, стоившая всего 1800 рублей.
К 1909 г. на "Дуксе" в автомобильном производстве было задействовано 110 человек. Перед началом Первой мировой войной завод выпускал 5 моделей легковых 2 модели грузовых авто. Лесснеровские автомобили охотно покупались как частными лица ми, так иорганизациями.
Среди грузовиков были в основном фургоны, но делали еще и автобусы, пожарные автомобили и даже... тюремные автомобиль.
Предприятие получило заказ от С.-Петербургско-Варшавской железной дороги на изготовление автомобилей, которые могли бы передвигаться и по шоссе, и по рельсам. Даже в мировой практике таких машин было немного, и "Дукс" был одним из первых их производителей. Сотрудничество же с железнодорожниками было настолько успешным, что предприятие выпустило несколько типов автодрезин, различных по размерам, весу, назначению и комфорту.
Особый интерес для Меллера представляла проблема зимнего передвижения. Решать ее он взялся с присущим ему энтузиазмом. И скоре появились аэросани. Одновременно завод начина осваивать и такую по тем время нам диковинку, как аэроплан. История его жизни была полна всяких приключений. Начало Первой мировой войны застало его в Германии, куда он поехал, чтобы поближе познакомиться с производством самолетов в этой стране, и его арестовали как русского шпиона, продержали под арестом некоторое время, а затем обменяли на подданного Германии, попавшего в сходное положение в России. Когда Меллер возвращался в Москву, то на заводе его ждала торжественная встреча, устроенная по инициативе рабочих. После революции Меллер эмигрировал, и судьба его неизвестна.