Авто энциклопедия
ЛИЛАНД ГЕНРИ МАРТИН (Liland Henry Martin)
ЛИЛАНД ГЕНРИ МАРТИН (Liland Henry Martin) - американский инженер и промышленник. Родился 16 февраля 1843 г. Работать начал подростком на трикотажной фабрике. Работал механиком на пароходах. Во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. работал механиком на оружейной фабрике в Спрингфилде по производству швейных машин, а затем перешел на работу в компанию в Хартфорде (Коннектикут), где впервые познакомился с технологией взаимозаменяемости отдельных частей.
В 1890 г. в Детройте Лиланд вместе с компаньоном организовал компанию (Liland & Faulconer), специализировавшуюся на постройке паровых машин, судовых двигателей, детали для велосипедов. В 1896 г. на ней начали производить автомобильные двигатели, а затем и автомобили.
В 1902 г. Лиланд стал одним из учредителей автомобилестроительной компании "Кадиллак" (Cadillac Motor Car Company), названную в честь маркиза де Кадильяк. В ней он работал директором и техническим консультантом. В 1903 г. был сконструирован первый автомобиль "Кадиллак". Это была "модель A", продержавшаяся в производстве 7 лет.
Создав при решающем участии У. Мерфи свою компанию "Кадиллак" на базе реорганизованной "Компании Генри Форда", Лиланд особое внимание уделил точности обработки деталей и их взаимозаменяемости. Огромное впечатление произвел новаторский рекламный трюк, продемонстрированный компанией в 1907 г. в Брукленде, недалеко от Лондона: три автомобиля разобрали на детали на глазах у сотен зрителей и снова собрали, выбирая детали из общей кучи. Затем вновь собранные автомобили без единой поломки проехали 800 км.
Будучи директором компании "Кадиллак" он находил время и для изобретений. Он способствовал развитию автомобильной техники, сконструировав автоматический регулятор опережения зажигания и внедрив серийно устанавливаемый электростартер уже в 1911 г. Автомобили "Кадиллак" стали не только наиболее совершенными, но и наиболее дорогими американскими автомобилями.
В 1917 г. Лиланд оставил пост директора компании "Кадиллак" и основал новую - "Линкольн Мотор", впоследствии перешедшую к Генри Форду. Лиланду удалось сделать немало для усовершенствования автомобилей: он впервые установил на своих автомобилях электрический стартер и 8-цилиндровый двигатель оригинальной формы V. Лиланад умер 26 марта 1932 г. в возрасте 88 лет.