Авто энциклопедия
АВТОМОБИЛЬ
АВТОМОБИЛЬ (от греческого "autos" - сам и латинского "моbilis" - "двигатель") - самоходное механическое транспортное средство. Автомобили принято подразделять по назначению, типам, маркам, моделям и пр. По назначению автомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные автомобили служат для перевозки грузов и пассажиров. Специальные имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные автомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости. Транспортные автомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы.
По проходимости автомобили подразделяются на: дорожные, внедорожные (карьерные) и повышенной и высокой проходимости.
В зависимости от рода двигателя различают автомобили: паровые; бензиновые - с двигателем внутреннего сгорания, работающими на автомобильном бензине; дизельные - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на дизельном топливе; газобаллонные автомобили - с газовым двигателем внутреннего сгорания, работающим на сжатых или сжиженных горючих газах; газогенераторные автомобили - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на газе; газотурбинные автомобили - с газовой турбиной; электрические - с двигателем, работающим от аккумуляторных батарей.
Первым автомобилем в мире с передним расположением двигателя был "Панар-Левассор", изготовленный в 1891 г. машина имела зажигание от трубки накаливания, V-образное расположение цилиндров двигателя, деревянную раму и управление поворотным рычагом. Число цилиндров - 2. Рабочий объем двигателя - 1206 см3. Мощность - 4 л.с. Длина - 2,32 м. Скорость - 25 км/ч.
Конструкция автомобиля состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления, электрооборудования, кузова для перевозки пассажиров или грузов и кабины (у грузовых автомобилей).
Мечта постройки самодвижущегося экипажа, который мог бы перевозить пассажиров и грузы, давно витала в умах человечества. Вначале первыми такими попытками было использование силы ветра, позже в средние века - мускульной силой сидящих в них людей.
В 1490 г. Леонардо да Винчи сконструировал повозку с ручным управлением. Довольно совершенную для своего времени машину (1752) создал русский механик-самоучка крестьянин Леонтий Шамшуренков. Его "самобеглая коляска" приводилась в движение силой двух человек. В 1784-1791 гг. над самобеглой "самокатки" работал русский изобретатель И. П. Кулибин. В его "самокате" были впервые применены такие элементы автомобиля, как коробка передач, рулевой механизм, тормоза, роликовые подшипники.
В XVIII- XIX столетиях в качестве движущей силы для экипажей начали использовать силу пара. Самым первым паровым автомобилем считается модель, созданная бельгийским священником-иезуитом Фердинандом Фебристом (ум. в 1687 г.). Модель автомобиля имела длину около 60 см, приводилась в движение с помощью пара, была описана в журнале "Астрономия Европы". Французским изобретателем Николо - Жозефом Кюньо (1715-1804) в 1769 г. был изготовлена "паровая телега". Она могла двигаться со скоростью 3,6 км/ч. Емкость перового котла и запасы воды хватало на 12-15 мин. движения. За это изобретение он получил награду - 20 тыс. франков. Второе транспортное средство ("большая телега") Кюньо изготовил в 1770 г. и оно находится в Музее произведений искусства и предметов быта в Париже. В 1789 г. в США О. Эванc построил паровую самоходную повозку "Орактур Амфибилоc". Первый паровой экипаж появился на улицах Лондона в 1802 г. Он мог перевозить 10 пассажиров. В 1815 г. изобретатель Йозеф Божек (Австро-Венгрия) построил 4-х колесный паровой самоход, который он продемонстрировал в Праге. Паровой омнибус Ульяма Черга в 1832 г. регулярно курсировал на линии Лондон-Бирмингем и вмещал 50 человек. Скорость паровика составляла 16 км/ч. В 1854 г. в Италии в арсенале г. Турина военный инженер Вергилий Бордино построил 3 паровых дилижанса. В 1860 г. Амоc Черепанов (племянник Ефима Черепанова - одного из создателей русского паровоза) сконструировал cамоход-тягач, получивший название "паровой слон", и работала в течение нескольких лет на Урале, в районе Нижнего Тагила.
Следующим источником движения экипажей стала электроэнергия. В 1837 г. первый электрический экипаж построил англичанин Роберт Дэвидсон. На этом экипаже источником тока служили гальванические элементы с электродами из железа и цинка, погруженные в сернистую кислоту. Еще 2 года раньше электромобиль, который двигался по рельсовому пути со скоростью 3 км/ч за счет энергии от батарей гальванических элементов, установленных на машине, построил американец Томас Денвенпорт. Первый электромобиль в России был построен изобретателем И.В. Романовым в 1899 г. Он был рассчитан на перевозку 2-х пассажиров и мог проходить без замены батарей до 65 км, развивая скорость 35 версты в час.
И все же будущее автомобиля оказалось связанным с двигателем внутреннего сгорания. Широкое применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением быстроходного двигателя внутреннего сгорания. Французский изобретатель Э. Ленуар в 1862 г. сделал попытку установки на автомобиль газового двигателя, которая правда успеха не имела.
1885-1886 гг. принято считать годом создания автомобиля, а его изобретателями - немецких инженеров К. Бенца и Г. Даймлера. Первый автомобиль с бензиновым двигателем, названный "Моторваген", был изготовлен немецким инженером Карлом-Фредериком Бенцем из Карсруэ в Мангейме в конце 1885 г. Этот автомобиль имел 3 колеса, весил 230 кг и мог развить скорость до 16 км/ч. На автомобиле был установлен одноцилиндровый двигатель мощностью 0,85 л.с. при 400 об/мин. 29 января 1886 г. Бенц получил в Германии патент ДРП N 37435 на "экипаж с приводом от газового двигателя", а 25 марта аналогичный патент во Франции. Немецкий инженер Готлиб Даймлер оснастил конный экипаж двигателем внутреннего сгорания. Эти два конструктора и считаются официально признанными первыми изобретателями автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Официально признанный первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в мае 1896 г. Евгением Александровичем Яковлевым и Петром Александровичем Фрезе. В июле того же года этот автомобиль демонстрировался на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Автомобиль представлял собой двухместный экипаж типа "фаэтон". В задней его части размещался одноцилиндровый двигатель мощностью в 2 л.с. Автомобиль мог ехать со скоростью 29 верст/ч. запаса топлива хватало на 200 верст пути. Есть сведения, что первый российский автомобиль пролетка с двигателем внутреннего сгорания, был построен в 1882 г. инженерами Путиловым и Хлобовым и в том же году в С.-Петербурге он проходил испытания.
Первый иностранный автомобиль в России появился в 1891 г. Его привез из Марселя на пароходе хозяин и редактор газеты "Одесский листок" Навроцкий. Это был автомобиль "Панар-Левассор" (по другим источникам "Бенц-Вело" мощностью 1,5 л.c.).
Первый автомобиль иностранного производства на улицах Москвы появился в 1894 г. Это был "Бенц-Вело" с мощностью двигателя 1,5 л.c. и принадлежал одному из купцов города. Первый выезд автомобиля в Москве был неудачным. В первой же поездке из-за неумения шофера при встрече с коляской лошади испугались, и коляска опрокинулась. После этого случая владельцу автомобиля было запрещено выезжать на улицы города. Первый автомобиль в С.-Петербурге появился 10 (22) августа 1895 г. Его привез из-за границы, заплатив 4000 рублей, архитектор А.К. Жиргалев. Как писали тогда петербургские газеты "коляска без лошадей" покатила сначала к Царскому лугу (Марсово поле), а оттуда в Павловск. По словам репортеров это был 4-х местный "Мotorwagen". Его вес был 52 пуда 30 фунтов (844 кг). Он мог развивать скорость 25 верст в час (26,6 км/ч). Запас горючего был достаточен на 6 часов езды.
Впервые словом "автомобиль" назвал свою паровую повозку выдающийся французский инженер-механик Кюньо в 1769 г. Модель первого в мире механического экипажа с февраля 1800 г. хранится в национальном музее искусств и ремесел в Париже. Термин "автомобиль" утвердился в мире после 1894 г., когда во Франции состоялись первые международные автогонки. До этого чаще всего использовали словосочетание "вуатюр отомобиль", т.е. "самодвижущаяся повозка".