Авто энциклопедия
КОЛЕСО
КОЛЕСО - (wheel - англ.) - плоский круг, обращающийся на оси, элемент наземного транспортного средства. Колесо для повозки состоит из ступицы (с гнездами для спиц и железными втулками), спиц и обода с шиною.
Основными элементами автомобильного колеса являются колесный диск и шина.
Основные элементы и размеры колеса легкового автомобиля: А - закраина обода;
Б - полка;
В - кольцевой выступ ("хэмп") для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины;
Г - плоскость крепления;
а - монтажный диаметр;
б - ширина обода (меньше ширины профиля шины на 25-30%);
в - вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса);
г - диаметр центрального отверстия под ступицу;
д - диаметр окружности расположения крепежных болтов.
Колеса появились в разных точках планеты независимо друг от друга и в разное время. Архиологические раскопки показывают, что колеса уже были уже 4 тысяч лет до н.э. Колесо со спицами и гнутым ободом появился 2 тыс. лет тому назад.
Вначале колеса были деревянными и использовались на повозках с тягловой силой. Гремящие стальные колеса первых паровых автомобилей были изначально жесткими и конных экипажей. По этой причине колесо, на которое был надета сплошная резиновая шина, что представляло большой прогресс. Такое колесо "проглатывало" небольшие неровности дороги, крупные же следовало объезжать. И даже при установке очень мягких рессор механизмы первых автомобилей не были защищены от непрестанных ударов при движении по дорогам того времени, что отражалось на комфорте в движении и сами автомобили быстро ломались. Но изобретение в 1888 г. шотландцем Джоном Данлопом пневматической шины позволило в корне поменять эту ситуацию. В 1891 г. братья Мишлен изобрели съемную шину с внутренней камерой, которая значительно улучшила динамические качества автомобиля. Увеличился срок его службы, движение стало более плавным, появилась возможность передвигаться с более высокими скоростями. В 1899 г бельгиец Женатзи на электромобиле с пневматическими шинами "Мишлен" превысил скорость 100 км в час. Последовавшеее новое изобретение - возможная быстрая замена колеса на автомобиле для ускорения его ремонта. Оно было опробовано в 1906 г. во время гонок на приз "Гран-При" во Франции фирмой Рено. В 1912 г. на автомобилях "Рено" впервые в мировой практик были применены легкосъемные оспицованные колеса на обычных автомобилях. Теперь шины можно было заменить вместе с колесами за несколько десятков секунд. В те времена покрышки приходилось менять через каждые 100 км пробега.
Наконец, в 1914 г. были созданы съемные дисковые колеса, так называемые колеса типа "Рейдж - Уитворт". Сегодня такие колеса с тремя, четырьмя или пятью винтами - креплениями - неотъемлемая часть любого автомобиля.
Каждое колесо имеют свою маркировку (по часовой стрелке). Оно обозначает: клеймо Госстандарта РФ; товарный знак (ласточка) завода-изготовителя в городе Белая Калитва (БКМПО); вылет (размер "в") в миллиметрах (для моделей ВАЗ-2101... -2107 "Жигули" рекомендовано 29 мм); месяц и год изготовления (например, 6/95 - июнь 1995 г.).