Авто энциклопедия
АВТОБУС
АВТОБУС (от автомобиль и омнибус - многоместный) - многоместное механическое транспортное средство, имеющие кузов вместимостью более 8 человек, и используемое для перевозки пассажиров. В настоящее время в России автобусы выпускаются на 12 заводах. В 2003 г. их производство составило 70 тыс. ед. Автобусы делятся на: особо малые, малые, средние, большие, особо большие. Автобусы подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и др.
Самым первым в мире автобусом считается машина с паровым двигателем, которая могла перевозить 8 пассажиров. Его изготовил в 1801 г. Ричард Тревитик (1771-1833), а демонстрация состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне, Корноулл (Англия). Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 г., мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч, наездил по улицам города около 8000 км. Были и автобусы с паровым двигателем. Такой автобус, например, курсировал в течение 4 месяцев в 1831 г. между английскими городами Глостером и Челтенхемом.
Первый в мире бензиновый восьмиместный автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Германии в 1894-1895 годах заводом "Бенц". Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-метровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц. Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 г. в Лондоне.
В России первый автобус был построен в 1901 г. на московском заводе "Дукс" (предположительно по проекту И.В. Романова). Это был 10-местный электрический автобус, который мог развивать скорость до 20 км/ч и имел запас хода 60 км. Первый автобус в С.-Петербурге был построен в 1903 г. на фабрике "Фрезе". Он имел открытый кузов и там могли разместиться 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 л.с. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч. В России автобус в качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 г. в Архангельске. В город был привезен автобус немецкой марки НАГ. Машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 т. Мощность двигателя 26 л.с. В ноябре первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в С.-Петербурге. По этому поводу в "Петербургском листке" от 12 ноября 1907 г. было помещено сообщение: "К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус". Автобусное движение впервые было открыто 11 ноября 1906 г. в С.-Петербуге, в Москве - 13 августа 1908 г.
Стремление увеличить вместимость автобусов привело к тому, что его стали делать в два этажа. Такой автобус с паровым двигателем появился на улицах Лондона в 1900 г. В закрытом салоне могли разместиться 10, а на крыше 15 человек. В 1932 г. в Японии был изготовлен первый полутороэтажный автобус, модель "Б-46". Двухэтажные автобусы появились в С.- Петербурге в 1910 г.
Автобусы в советское время начали ходить в Москве с 18 апреля 1922 г., а регулярное автобусное движение было открыто в городе 24 августа 1924 г. По маршруту ходили 8 машин английской фирмы "Лейланд", которые двигались со скоростью 30 км/ч. Первым советским автобусом является АМО-Ф15 (1926-1932). Он имел двигатель мощностью 35 л.с., длину 5,1 м, число мест для сидения 14, массу в снаряженном состоянии - около 2,5 т, скорость - 50 км/ч.
В 50-х годах века на междугородных экспрессных линиях эксплуатировался ЗИС -127, выпускаемый в 1956-1960 гг. Мощность двигателя 180 л.с., длина машины - 10,2 м, число мест для сидения - 32. Масса в снаряженном состоянии - 10 т. Скорость - 95 км/ч. Особой популярностью пользовался маршрут Москва - Симферополь. Багаж располагался в отсеках под полом, дизельный мотор давал возможность развивать высокую скорость. ЗИС-127 показал себя надежной машиной. На этом автобусе стал использоваться с усилителем руля.
Первым советским микроавтобусом был РАФ-10, который начали выпускать в 1957 г. Мощность двигателя - 52 л.с. Длина машины - 4,9 м. Число мест для сидения - 11. Масса в снаряженном состоянии - 1,64 т. Скорость 80 км/ч.
В настоящее время для автобусов принята вагонная компоновка кузова. Первый в России автобус с вагонной компоновкой был спроектирован в Научно-исследовательском институте городского движения (НИИГД) в 1936 г. Базой для него послужил шасси "ЗИС-8". Кузов был изготовлен на заводе "Сварз". Вместимость машины была 55 человек (33 сидячих мест).
Сочлененные автобусы начали выпускать в ФРГ в 1952 г. Они имели длину 17,5 м с дерматиновой "гармошкой", и могли вместить 170 пассажиров.
Самый длинный в мире автобус имеет длину 23,16 м, весит 10,87 т, имеет 121 посадочных мест и предусматривает еще 66 стоящих мест. Такие автобусы выпускает корпорация "Уэй" для стран Ближнего Востока. Бельгийской компанией "Ван Хол" выпускаются автобусы, которые имеют длину 14,96 м и вмещают 69 пассажиров.
Самым большим автобусом в мире считается 2-х этажный автобус, работающий в аэропорту Джедде Саудовской Аравии. Он может перевозить 342 пассажира, из которых 150 могут ехать сидя. Автобус имеет длину 18 м, ширину - 4,6 м, массу - 27 т, Мощность дизельного мотора - 352 л.с., скорость 55 км/ч. "Мегабус" фирмы "Рено" может одновременно перевозить 206 пассажиров. В США выпускаются 2-х этажные автобусы, которые могут вмещать 171 пассажиров. Такие автобусы имеют двойной механизм управления - спереди и сзади. На них одновременно работают 2 водителя. Автобусы предназначены для аэропортов.
В России самым большим автобусом можно считать автобус, который был изготовлен на Ликинском автозаводе. Он получил название "пикового автобуса" и имел 4 двери, вмещает 136 человек и на 1 метр длиннее серийного (у серийной модели "ЛиАЗ- 5256" вместимость 114 человек). Этот городской автобус предназначен для больших городов.
Самый длинный автобусный маршрут находится в Австралии, имеет протяженность 5455 км и соединяет Перт с Брисбейном. Открыт 9 апреля 1980 г. Поездка по маршруту длится 75 ч 55 мин. Организовала этот маршрут компания "Экросс Острелия Коуч Лайнс". Самым длинным автобусным маршрутом в Москве является маршрут N 23 протяженностью 24,3 км, соединяющий станции метро "Теплый стан" и "Красногвардейская" (в пути 1 ч 5 минут). Самый длинный автобусный маршрут в Великобритании имеет протяженность 1076 км. Проходит между Плимутом и Абердином. Автобусы, следующие по данному маршруту, принадлежат компании "Нэшнл экспресс".