Авто энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЗНАК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЗНАК (license plat- анг.) - номерной знак на транспортном средстве. Применяется для учета транспортных средств, контроля за поведением их водителей на дороге. Устанавливается на всех механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах.
В соответствии с Правилами регистрации на каждое зарегистрированное в Государственной инспекции безопасности дорожного движения транспортное средство выдаются государственные регистрационные знаки.
Государственные регистрационные знаки объединены в 5 групп и подразделяются на 22 типа.
Группа 1 - регистрационные знаки для транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, кроме отнесенных к группе 3, а также лицам без гражданства (к данной группе относятся государственные регистрационные знаки типов 1 - 4).
Группа 2 - знаки для транспортных средств воинских частей и соединений (к данной группе относятся государственные регистрационные знаки типов 5 - 8).
Группа 3 - знаки для транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным (межгосударственным) организациям (к данной группе относятся государственные регистрационные знаки типов 9 и 10).
Группа 4 - знаки для транспортных средств, временно допущенных к участию в дорожном движении (к данной группе относятся государственные регистрационные знаки типов 16 - 19).
Группа 5 - знаки для транспортных средств, принадлежащих органам внутренних дел Российской Федерации (к данной группе относятся государственные регистрационные знаки типов 20 - 22).
Примечание. Указанный выше разрыв в нумерации типов государственных регистрационных знаков вызван более ранними изменениями
Типы государственных регистрационных знаков:
тип 1 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов;
тип 1А - для легковых автомобилей должностных лиц по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (особые регистрационные знаки);
тип 1Б - для легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров на коммерческой основе, грузовых автомобилей, оборудованных для перевозок более 8 человек (кроме случаев, если указанные перевозки осуществляются для собственных нужд юридических лиц или индивидуального предпринимателя), и автобусов;
тип 2 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;
тип 3 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;
тип 4 - для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотонарт;
тип 5 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов;
тип 6 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;
тип 7 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;
тип 8 - для мотоциклов, мотороллеров и мотонарт;
тип 9 - для легковых автомобилей глав дипломатических представительств;
тип 10 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов дипломатических представительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации;
тип 16 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств;
тип 17 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
тип 18 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;
тип 19 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств, окончательно выезжающих за пределы Российской Федерации, а также для иных случаев, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации;
тип 20 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов;
тип 21 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;
тип 22 - для мотоциклов.
На регистрационных знаках применяются 12 букв русского алфавита, соответствующих по написанию буквам латинского алфавита. Это дает возможность транспортным средствам, зарегистрированным в Российской Федерации, участвовать в международном дорожном движении. Наиболее существенным в структуре российских государственных регистрационных знаков является код региона, который присвоен каждому субъекту Российской Федерации. Код региона размещен отдельно в правой части знака и дополнен надписью "RUS", а в отдельных случаях - и изображением Государственного флага Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в последние годы в Российской Федерации наблюдается резкий рост парка транспортных средств и, особенно, легковых автомобилей. Причем в некоторых субъектах Российской Федерации (г. Москва и Московская область) были исчерпаны все серии регистрационных знаков с первоначально присвоенным кодом региона регистрации. Поэтому этим регионам были присвоены дополнительные коды из резерва МВД России (для Москвы - 99 и 97, для Московской области - 90). В ближайшее время такая же проблема может возникнуть и в ряде других крупных субъектах Российской федерации. С учетом перспективы дальнейшего увеличения парка транспортных средств, наряду с двухзначным кодом региона регистрации, в настоящее время стандартом предусматривается возможность использовать на регистрационных знаках трехзначный код.
Также предусмотрены регистрационные знаки, у которых в правой части вместо цифрового кода региона и надписи "RUS" размещено изображение Государственного флага Российской Федерации (это знаки типа 1А, входящие в группу 1).
Номерные знаки должны быть на любом механическом транспортном средстве, кроме трамваев и троллейбусов.
Самые первые регистрационные знаки были впервые применены в Париже в 1893 г. В Англии самый первый номерной знак "А1" был выдан виконту Расселу для его автомобиля "Напир". Этот знак сохранен до настоящего времени и в 1959 году был продан за 2500 ф. ст. Первый автомобильный номер в Германии был выдан 14 апреля 1899 г. полицейским управлением г. Мюнхена двум автолюбителям - братьям Герберту и Герману Бейсбартам. Им был зачитан специальный указ по порядку движения по городу, в нем, в частности, говорилось, что "в городе запрещается превышать скорость 12 километров в час: ездить по Английскому парку и заповеднику, а также слишком приближаться к повозкам и лошадям...".
Существует легенда, что первый номерной знак повесил на автомобиль берлинский купец Рудольф Герцег летом 1901 г. На табличке была надпись "ИА1" и якобы это были инициалы его невесты - Иоганны Анкер.
Использование номерных автомобильных знаков явилось обязательным в Париже с 1900 г., в Нью-Йорке с 1901, Лондоне - с 1903 г. На номерных знаках традиционно было принято обозначать номер и наименование того города, области откуда приехал автомобиль. В России первые номерные знаки на конных экипажах появились в 1812 г. и их начали устанавливать на первых автомобилях. Номерной знак означал порядковый номер постановки данного автомобиля на учет в конкретном городе.
Система регистрационных знаков для автотранспорта впервые была введена в России постановлением Совнаркома 10 июня 1920 г. Знак нужно было устанавливать "вертикально на левом крыле на особом кронштейне". В Москве в 1927 г. постановлением Моссовета впервые в России были введены на автомобильном номере буквенные литеры. На номерных знаках государственных предприятий писалась буква "Г", на хозяйственных и кооперативных "К" и частных - "Ч".
В 1959 г. в России (на всей территории бывшего СССР) были введены новые государственные регистрационные знаки. Были введены таблички с черным фоном с 4 цифрами и 3 буквами белого цвета, передние - однострочные, задние - двухстрочные. Первые две буквы серии - был своеобразный код города, области, края, республики. Третья - очередная порядковая буква алфавита. Таким образом, каждый знак с одинаковой серией из 2-х первых букв мог включать 9999 порядковых номеров, умноженных на 27 букв (буквы Ё,Й,Ь,Ъ и Ы были исключены). Использование 3-х букв и 4-х цифр было связано еще и с тем, что это было то магическое число 7, которое человек - инспектор может легко запомнить.
В настоящее время регистрационный знак в России представляет табличку, как правило, белого фона, на которой обозначается впереди буква затем цифрами трехзначный номер и далее еще две буквы. На отдельной площадке знака указывается номер субъекта Российской Федерации, в котором он стоит на государственном регистрационном учете.
Регистрационные знаки на автомобилях разных стран мира могут сильно отличаются формой, цветом и символами.