Авто энциклопедия
ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ
ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ - документ на право управления транспортным средством, выдаваемый ГИБДД, после сдачи квалификационных экзаменов по теории на знание норм Правил дорожного движения и практики вождения транспортным средством.
Практически сразу после появления автомобиля было принято решение, чтобы водитель имел специальные удостоверение на право управления транспортным средством в виду его опасности для других участников дорожного движения.
Первые водительские автомобильные права в мире были введены в Париже в августе 1893 г. По указанию префекта Парижа Луи Лепин все желающие получить документ, разрешающий управлять автомобилем по улицам города, должны были сдать экзамен: "уметь заводить и останавливать двигатель, уметь управлять агрегатом, исправлять небольшую поломку в пути, а главное - знать, избежать взрыва". К сдаче экзамена допускались лица не моложе 20 лет. В первых автомобильных правах, получаемых водителем, было записано, что "предъявитель сего в присутствии экзаменатора доказал хладнокровие, присутствие духа, остроту зрения, способность в зависимости от обстоятельств, изменять скорость и направление движения автомашины, а также стремление участвовать в дорожном движении в общественных местах".
До этого момента на право движения на автомобиле в ряде стран выдавались их владельцам специальные разрешения. Так, в Германии окружной отдел администрации Великого княжества Бадена выдал Фридриху Карлу Бенцу (1844-1929) документ от 1 августа 1888 г. N 51223 "Господину Бенцу - владельцу "Рейнской фабрики Газовых двигателей" в настоящее время и на будущее разрешается пробная езда на его патентованном моторизованном экипаже в окрестностях... с условием, что предприниматель будет отвечать за все неприятности, возникшие по вине моторизованной повозки".
Журнал "Спорт" за февраль 1903 г. писал: "Московский Клуб Автомобилистов: Лица, желающие получить разрешение на право езды по городу Москве, благоволят обращаться в правление Московского Клуба Автомобилистов, заблаговременно, или к казначею клуба Якову Ивановичу Стейнер, Москва, Петровка, Универсальный магазин ЖАК". Также он должен был предоставить квалификационной комиссии фото или рисунок автомобиля.
В 1968 г. в СССР было введено единое водительское удостоверение (вместо восьми), в соответствии с которым водители стали разделяться на группы в зависимости от категорий тех транспортных средств, к управлению которыми они допускаются (А,B,C,D,E). Это было сделано в связи с подписанием СССР Конвенции о дорожном движении 1968 г.
Сегодня в мире насчитывается около 250 видов водительских удостоверений. Согласно Международной Конвенции о дорожном движении водительское удостоверение должно быть розового цвета, форматом 148х150 мм или сложенное вдвое.
В России ежегодно около 2,8 млн. человек сдают экзамены на получение водительского удостоверения.