Авто энциклопедия
БЬЮИК (Buick)
"БЬЮИК" (Buick) - американская автомобильная компания, торговая марка принадлежит концерну Дженерал Моторс.
В 1902 г. американский инженер Бьюик Дэвид Данбар создал компанию Buick Manufacturing Company по выпуску двигателей, сконструированных самим Бьюиком.
В мае 1903 г. Бьюик основал автомобилестроительную компанию Buick Motor Car Company. Но уже год спустя, 1 ноября 1904 г. контрольный пакет акций приобрел Уильям Дюрант (William Durant). Сам Бьюик остался членом совета директоров, но в 1906 г., не найдя взаимоотношений с Дюрантом, покинул компанию.
Первый "Бьюик" модели "Б", выпущенный в 1904 г., при максимальных 1200 оборотах в минуту он имел мощность 16,2 кВт (22 л. с.). С открытым четырехместным кузовом, без крыши и переднего стекла, машина достигала максимальной скорости 56 км/ч.
Дюрант возглавил фирму и тут же развернул бурную деятельность. Он увеличил капитал компании до $500 тыс., вложив $325 тыс. личных средств. Уже в январе 1905 г. Дюрант организовал показ моделей "Бъюик" на Нью-Йоркской автомобильной выставке, а к середине сентября того же года капитал компании составлял $1,5 млн.
В 1908 г. марка "Бьюик" вошла в состав образованной Дженерал Моторс, но остается ее самостоятельным подразделением. В этот год был установлен рекорд продаж компании - 8800 автомобилей. Начало выпуска модели "10", снискало широкую популярность "Бьюику".
После первой мировой войны фирма заняла четвертое место среди американских автомобильных производителей. В 30-х годах на ряде моделей устанавливаются 8-цилиндровые двигатели. Были выпущены семейств автомобилей "Special", "Century", "Roadmaster" и "Limited".
Автомобили "Бьюик" оказали существенное влияние на создание российских автомобилей. Еще в 1925 г. в России был проведен Национальный испытательный автопробег, в котором принимали участие 78 автомобилей со всего мира, из них 42 - производства США. Длина трассы составляла почти 5 тыс. километров, половина дистанции проходила по грунтовым дорогам. Среди участников было пять машин "Бьюик". Они показали самые лучшие результаты, как тогда говорили в "выносливости и прочности конструкции" в "динамике", так и в "совокупности качеств". В общей сложности автомобили "Бьюик" завоевали четыре первых приза из пяти возможных в своей категории. В письме президента отдела экспорта "Дженерал Моторс", которое адресовалось президенту отделения "Бьюик", от 27 января 1926 г. говорилось: "Перспективы сотрудничества иностранных фирм с правительством России в последнее время стремительно улучшаются, и победа марки Buick в испытательном автопробеге открывает для нас новые возможности...".
Действительно, удачное участие в пробеге сыграло свою роль. Под лозунгом "Даешь советский Бьюик!" на заводе "Красный путиловец" в 1932 г. в Ленинграде начали собирать модели 1932 г. "Бьюик 32-90". Было изготовлено 6 машин, получивших индекс "Л-1". Эти 19 мая 1933 г. отправились в пробег Ленинград-Москва-Ленинград. Но, к сожалению, машины, собранные в кустарных условиях, не выдержали этого испытания и на обратном пути практически вышли из строя. Но на этом история "Советских Бьюиков" не закончилась. Работы были переданы в Москву, на ЗИС. Именно с "Бьюиков" начиналась история автомобиля "ЗИС-101".
В период до второй мировой войны "Бьик" был пионером во многих технических и конструктивных новшествах, вводимых в машинах этой марки. Среди них: электрический стартер (1913 г.); рядный 6-цилиндровый двигатель (1914 г.); тормоза на передних колесах (1924 г.); регулируемое сиденье водителя, гидравлические амортизаторы в подвеске (1928 г.); наклон ветрового стекла на 70 градусов назад (1929 г.); рядные 8-цилиндровые двигатели (1931 г.); синхронизаторы в коробке передач (1932 г.); независимая подвеска передних колес (1934 г.); гидравлический привод тормозов, цельнометаллический кузов, алюминиевые поршни (1935 г.); электрические указатели поворота (1939 г.); двухкамерный карбюратор (1940 г.).
Во время второй мировой войны производство легковых автомобилей было приостановлено, так как компания переключилась на выполнение военных заказов.
В 50-х прошлого столетия фирма продолжала выпуск все новых моделей автомобилей. Упор был сделан на респектабельных типа "Лимитед", "Родмастер".
В начале 60-х в силуэте "Бьюиков" появился ракетообразный профиль. Словно бы он салютовал началу звездной эры в истории человечества. В "ракетном" стиле были выдержаны все автомобили "Бьюик", того времени, включая модель под именем "Спейшл".
С течением времени постепенно силуэт машин "Бьюик" преображался в модный вид того времени - "сигарообразный". Введенный по требованию правительства США "безопасного" бампер" не был "к лицу" выпускаемых "Бьюиков". Потребовалось немало времени, прежде чем его удалось кое-как интегрировать во фронтальную обработку в модели "Ле-Сабр".
В середине 70-х - начале 80-х годов в США все были взбудоражены последствиями смогов в крупных городах страны. В процессе появились фотографии регулировщика на перекрестке в противогазе. Началась борьба за чистоту окружающей среды. Последовал и нефтяной кризис. И тогда на первый план вышла не индивидуальность модели, а расходы на ее эксплуатацию. В моду вошли небольшие автомобили с экономичными двигателями. Это не могло не ударить по "Бьюику", который имели консервативный имидж и ориентировались на обеспеченный класс.
; В 90-х "Дженерал Моторс" стала проводить максимальную унификацию моделей своих отделений, а звезда "Бьюик" стала клониться к закату.