Авто энциклопедия
БИРКИГТ МАРК (Birkigt Marc)
БИРКИГТ МАРК - швейцарский автоконструктор. Родился 8 марта 1878 г. в Женеве. В 1895 г. он поступил в школу механики, а три года спустя, согласно швейцарским законам, прошел школу рекрутов и получил военную специальность - оружейный мастер. В августе 1899 г. оказался в Барселоне, где впервые столкнулся с производством автомобилей. Там Биркигт поступил на фирму "Компания Генераль Эспаньола де Кочес", которая строила электромобили и электроомнибусы. Первым его детищем стал легкий двухместный автомобиль с двухцилиндровым (1106 см3) двигателем мощностью 4,5 л. с. и традиционной для того времени цепной передачей. За тем последовал более мощный с объемом 1825 см3 и мощность в 10 л. с. Но 1901 г. фирма стала испытывать финансовые трудности, производство автомобилей остановилось и конструктор перешел в другую фирму "Ф. Кастрой Си", где стал главным конструктором. Фирма строила автомобили конструкции Биркигта с моторами 4,5 л. с. и 10 л. с., получившими новое имя - "Кастро". В 1903 г. появился "Кастро 14НР"
- модель с четырехцилиндровым 14-сильным двигателем и карданной передачей. Но и эта фирма просуществовала недолго - тоже подкосили финансовые проблемы, инфляция, а еще и забастовки.
В следующем 1904 г. Марк Биркигт совместно с финансистом Дамианом Мате учреждает фирму "Hispano-Suiza" (Испания-Швейцария) с начальным капиталом 250 тысяч песет, в которой становится техническим директором. На ней продолжается выпуск модели 14НР и более поздней версии 12-15НР. Свидетельством успеха автомобилей новой марки говорит тот факт, что в 1905 г. три фаэтона "Hispano-Suiza" приобрел двор короля Испании Альфонсо XIII. За тем последовала модель 20НР - более солидная и мощная, с двигателем рабочим объемом 3770 см3.
В Швейцарии фирма "Пикар-Пиктет" приобрела лицензии на производство автомобилей "Hispano-Suiza 20НР" и стала выпускать автомобили "SAG 18/24" (позднее "Пик-Пик").
В 1907 г. была создана модель 45НР с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 3414 см3, а в 1909 г. начался выпуск спортивной "Альфонсо XIII". Двигатель ее в 2654 см3 развивал 60 л. с. при 2500 об/мин. Во французских гонках "Куп де ль`ото ренне" эти машины заняли пятое, шестое и седьмое места.
В характере Биркигта было постоянное стремление что-то улучшать, обновлять, действовать. В 1910 он открывает филиал компании во Франции в пригороде Парижа Буа-Коломб, где налаживает выпуск спортивного "Альфонсо XIII".
В годы Первой мировой войны фирма перешла на выпуск авиационных моторов. Ими оснащали самолеты Франции, Англии, США, Италии, Японии. На фюзеляже самолета знаменитого французского летчика тех лет - капитана Георга Гинеме был нарисован аист, который с 11 сентября 1917 г. стал фирменным знаком "Hispano-Suiza" - в память о пилоте-асе, погибшем незадолго до этого.
В 1919 г. на первом послевоенном Парижском автосалоне фирмой, руководимой Биркигтом был представлен "Hispano-Suiza Н6" - большой комфортабельный лимузин с шестицилиндровым мотором рабочим объемом 6597 см3, который по праву считается одним из самых лучших, созданных в те годы. Он развивал мощность 100 л. с. при 1700 об/мин (форсированная версия -134 л. с. при 2250 об/мин). Затем последовали новые модели: "Hispono-Suiza H6b" (1924), "Hispano-Suiza" - 54CV typ 68 (1931), "Hispano-Suiza 68 bis" (1934).
Автомобили марки "Hispano-Suiza" с ее высоким техническим уровнем и качеством изготовления в 20-30-х годах стали символом французского изящества, так же как "Роллс-Ройс" - символом британского аристократизма, а "Майбах" с немецким рационализмом. Всего во Франции, по разным оценкам, было изготовлено 2,5-2,6 тыс., в Испании - 6 тыс. автомобилей.
Но в конце 30-х годов производство автомобилей во Франции пришлось прекратить. Завод начал выпускать авиамоторы и вооружение. В Испании продолжали выпускать автомобили до 1943 г.
Последние годы жизни кавалер ордена Почетного легиона, доктор Цюрихского института Марк Биркигт провел в Швецарии, где скончался 15 марта 1953 г.