Авто энциклопедия
АСФАЛЬТ
АСФАЛЬТ (от греч. asphaltos - горная смола) - смесь битума с песком, щебнем или гравием. Может быть природного и искусственного происхождения. Природный асфальт образуется из фракций нефти в результате испарения ее легких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза.
Смешиваясь с минеральными составляющими (песком, гравием и пр.) он превращается более или менее мощную кору на поверхности больших "нефтяных озер". Такой асфальт широко распространен в районах неглубокого залегания или выхода на поверхность Земли нефтеносных пород и обычно заполняет трещины и каверны в известняках, доломитах и других породах.
Искусственный асфальт или асфальтобетоном - это строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120°C; теплый - с маловязким битумом и температурой уплотнения 40-80°C; холодный - с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10°C.
Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, площадок и пр.
Начиная с середины ХIХ столетия во Франции, Швейцарии и США и ряде других стран дорожное покрытие начинают делать из битумно-минеральных смесей. Впервые асфальтобетонное покрытие было применено для покрытия тротуаров Королевcкого моста в Париже в 30-х годах XX столетия. В начале 30-х годов во Франции в департаменте Эн асфальтом были покрыты тротуары на мосту Моран через реку Рону в Лионе. В 1876 г. впервые в США применили литой асфальт, приготовленный с использованием нефтяных битумов.
Бурно развивающаяся дорожная сеть требовала новых типов дорожных покрытий, которые можно было так же быстро сооружать, как и земляное полотно. Так, в 1892 г. в США индустриальным методом была построена первая дорожная конструкция из бетона шириной 3 м, а 12 лет спустя с помощью гудронатора со свободным истечением горячего битума 29 км дороги. Асфальт оказался наиболее подходящим материалом для дорожного покрытия. Во-первых, оно становится более ровным, а значит, менее шумным и обладает необходимой шероховатостью. Во-вторых, по уложенному асфальтобетону можно сразу открывать движение и не ждать, пока он затвердеет, в отличие от цементобетона, который набирает необходимую прочность только на 28-й день. В-третьих, покрытие из асфальтобетона легко ремонтируется, моется, убирается, на нем хорошо держится любая разметка.
Летом 1839 г. в С.-Петербурге были покрыты тротуары на протяжении 45,5 погонных сажень шириной 5 футов (97,08х1,52 м) и часть моста длиной 8,5 и шириной 6,5 футов (2,59х1,98 м) у дамбы Тучкова моcта. Первым в России наладившим изготовление асфальта был инженер И.Ф. Буттац. Стоимость 1 кв. м покрытия обходилась в 14 руб. Впервые русский асфальт стали добывать на Сызранcком заводе в 1873 г. (на правом берегу Волги выше Сызрани на 20 км).
В 1876 г. городская дума Москвы ассигновала 50 тыс. руб. на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия. На Тверской улице построили несколько участков из нового материала.