Авто энциклопедия
АККУМУЛЯТОР
АККУМУЛЯТОР (лат. accumulator - собиратель, от accumulo - собираю, накопляю) - наиболее распространенный среди химических источников электрического тока прибор для накопления механической энергии.
Аккумуляторная батарея является источником энергии для питания потребителей тока на автомобиле при неработающем двигателе или работающей с малой частотой вращения коленчатого вала. В большинстве применяют свинцовые (кислотные) аккумуляторы. Они обладают небольшим внутренним сопротивлением и способны в течение короткого промежутка времени (несколько секунд) отдавать ток силой в несколько сотен ампер, который необходим для питания стартера при пуске двигателя.
Электроды выполнены в виде пластин, одна из которых изготовлена из губчатого свинца (Pb), а вторая - из двуокиси свинца (PbO2). В результате взаимодействия электролита с электродами на них возникает разность потенциалов.
Свинцовый аккумулятор представляет собой гальванический элемент - сосуд, заполненный электролитом, в который опущены свинцовые электроды. Электролитом является раствор чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Гальванический элемент впервые был изобретен в 1859 г. французским химиком Гастоном Плантэ. Электроды накапливают электрическую энергию и отдают ее стартеру в момент пуска двигателя, а потом вновь заряжаются от работающего генератора. В самом начале, после их изобретения, они нашли применения на подводных лодка, однако потом широкое распространение получили именно у автомобилей. И вот уже более ста лет с помощью аккумулятора заводятся все автомототранспортные средства.
Основными параметрами аккумуляторных батарей, подлежащими проверке, являются уровень электролита, его плотность, напряжение аккумуляторов под нагрузкой.
Аккумуляторная батарея имеет "обратимость". Она состоит в том, что после каждого разряжения не нужно менять его химические материалы, как это приходится делать в обыкновенном элементе. А зарядить ее можно, пропуская через нее ток от другого источника электричества. Ток, проходя чрез аккумулятор, разлагает вещества, образовавшиеся во время химической реакции, обусловливавшей разряжение, и когда они совсем разложены, аккумулятор заряжен. Обратимость аккумулятора обусловливает его значение. Накопленный запас энергии зависит: от силы источника, длительности накопления или заряжения и емкости аккумулятора (одного или целой батареи).
Важнейшая характеристика аккумуляторной батареи - ее емкость. Это то количество электричество, которое может отдать полностью заряженная батарея при непрерывном электрическом разряде. Емкость измеряется в ампер-часах.
Другая характеристика аккумуляторной батареи - плотность электролита. Плотность электролита в работающей аккумуляторной батарее при заряде увеличивается, а при разряде - уменьшается. Поэтому, измерив плотность электролита, можно установить степень разряда аккумуляторной батареи. Для измерения плотности применяют денсиметры или индикаторы плотности. Плотность электролита в зависимости от типа батареи может находится в пределах 1,18-1,29 г/см 3.
Оптимальная величина напряжения заряда аккумуляторной батареи в зависимости
от температуры электролита может быть определена по формуле:
U = 14,56 - 0,024 T,
где U - напряжение бортовой сети, измеренное на зажимах аккумулятора;
Т - температура электролита.
Аккумуляторы можно разделить на три уровня технологического исполнения:
-необслуживаемые;
- малообслуживаемые;
- обслуживаемые
Необслуживаемые аккумуляторы появились в 80-х годах, они самые дорогие и у них нет отверстий для заливки электролита. Имеют большой пусковой ток и ресурс выше на 20-30%, эти аккумуляторы требуют стабильность напряжения в электрической системе.
Малообслуживаемые аккумуляторы имеют доступ в каждую банку и изредка требуют контроля уровня и плотности электролита.
Обслуживаемые аккумуляторы - самые дешёвые и наиболее популярны.
Параметры выбора АКБ
Главным критерием при выборе аккумулятора является номинальная ёмкость. Генератор и аккумулятор должен подходить друг с другом так, чтобы добиться зарядного баланса, исключающего разряд и перезаряд аккумулятора или электрическое "голодание".
Другим важным значением при выборе аккумулятора является пусковой ток. Для пуска двигателя с одинаковым рабочим объёмом двигателя в разных моделях и марках машин может требоваться разное количество энергии. Это вызвано тем, что двигатели имеют разную компрессию в цилиндрах, разное количество распредвалов, а так же различные навесные агрегаты - компрессор кондиционера, насос гидроусилителя, чем в сумме и определяется, с какой силой всё это необходимо прокручивать при старте.
Аккумуляторы следующую маркировку. Условные обозначения и сокращения расшифровываются следующим образом:
- 12 V - номинальное напряжение 12 вольт;
- 55 Ah - номинальная ёмкость аккумулятора, измеряется в ампер-часах. Это количество электричества, которое способна отдать полностью заряженная батарея при разряде до минимально допустимого значения;
- 480 AEN; 650 A(EN); 450 A IEC; 420 A DIN; 600 A (AFNOR/EN); 275A(CCA) - пусковой ток. Указывается на всех аккумуляторах и является очень важной характеристикой. Может называться по-разному - ток стартерного заряда (IP), ток холодной прокрутки (ICC, CCA).