Когда-то с «большой тройкой» американских автомобилестроителей сосуществовала сравнительно малая American Motors Corporation (AMC). Там выпускали легковушки, которые в 60-х считались компактными и экономичными, — Rambler Hornet, Javelin и др.
Однако и у AMC считали своим долгом предложить покупателю высокодинамичный muscle car («силовой» автомобиль). Скажем, такой как 2-местный AMX, который появился к 1968 модельному году. Просто урезали колесную базу 4-местного Javelin (несущий кузов) на 12 дюймов – до 2464 мм — и оставили один ряд сидений; гениальное решение. Под капотом красовалась V-образная «восьмерка» 390; при диаметре цилиндров и ходе поршней 105, 8 х 90, 78 мм (в дюймах 4, 165 х 3, 574) ее рабочий объем равнялся 6384 «кубикам». Увесистая чугунная (и головки блока тоже) 16-клапанная конструкция: центральный распредвал, штанги и коромысла привода клапанов, клиновидные камеры сгорания. Питание, естественно, от карбюратора – 4-камерный Holley; со степенью сжатия 10, 2 двигатель развивал почти 320 л.с. (SAE «брутто») при 4600 мин-1. Наибольший крутящий момент – 575+ Нм при 3200 мин-1.
И такая мощь приходилась на снаряженный вес в 14 центнеров! Правда, по нынешней методике SAE «нетто» получится где-то 255 л.с. и 460 Нм. Все равно неслабо – особенно по крутящему моменту. «Восьмерка» комплектовалась ручной 4-ступенчатой КПП BorgWarner с короткоходным механизмом переключения Hurst, в заднем мосту на всякий случай монтировали дифференциал Positraction повышенного трения. Ну а ходовая – как делали тогда: передняя подвеска на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами и поперечным стабилизатором. Сзади – неразрезный мост на продольных листовых рессорах. Точно как у «волги», какой она остается и по сей день.
Загрузите под волговский капот чугунный small block 390 – и укоротите базу на 33, 5 см. Представляете, какая получится «развесовка» по осям; у AMX на заднюю (ведущую!) ось приходилось хорошо если 43% снаряженного веса. Про управляемость тут нечего и говорить, — а кого во II половине 60-х волновали такие нежности? Зато линейная динамика у AMX что надо: по позднейшим испытаниям, укороченное купе разгонялось с места до 96, 5 км/ч (60 миль) за 6, 9 сек. А ¼ мили (402 м) с места «силовой» автомобиль проходил чуть медленнее, чем за 14 сек. Для сравнения: супер-спорт Ferrari 365 GTB/4 Daytona того же года разгонялся с места до 96, 5 км/ч за 5, 7 сек., а на дистанции ¼ мили показывал время 13, 7 сек.; нет слов, быстрее. А вот 2-местный центральномоторный Ferrari Dino 246 GT уже проигрывал простоватому «американцу»: 7, 1 и 15, 4 сек. На прямике; на сколько-нибудь сложной трассе не о чем и говорить.
Покрышки E70 (примерно 185/70) на 14-дюймовых ободах, — разумеется, с диагональным кордом. Теперь резину такого размера монтируют на фольксвагеновский Polo под 1, 6-литровую «четверку»… Да, «силовой» автомобиль от AMC комплектовался спереди дисковыми тормозами – редкость для американских конструкций того времени. Сзади, само собой, барабаны; рулевой механизм «винт-шариковая гайка» – ну чисто «волга»!
В 1968 построили 6725 экземпляров AMX, а через пару лет выпуск своеобразного автомобиля свернули. Вот такой раритет выставлен на аукционе в северной Калифорнии; продавец утверждает, что кузов совершенно чист от ржавчины. Стартовая цена – 39 тыс. долл., а купят машину за совсем другие деньги. Нам не понять; сначала угробят марку невниманием покупателей, а потом платят без счета за коллекционную модель.
|