Туринское ателье Zagato (SZ Design) не раз обращалось к теме Aston Martin. И одной из самых удачных работ знаменитых дизайнеров по праву считается спорткупе DB4 GT от Zagato – проект 1961. Новая модель Aston Martin появилась еще в 1958, однако тех надежд, которые возлагались на нее по части автоспорта, DB4 не оправдывал. David Brown, владелец британской компании, счел нужным обратиться именно к мастерам Zagato, признанным специалистам по легким и аэродинамичным конструкциям.
Работами по DB4 руководил итальянец Ercole Spada, который как раз незадолго до того присоединился к Zagato. Дизайнеры и инженеры добивались уменьшения веса и улучшения аэродинамики автомобиля – меры, абсолютно необходимые для противостояния на гоночных трассах великолепным Ferrari 250 GT. Кузов 2-местного спорткупе изваяли заново – по технологии Superleggera (итал. – сверхлегкий). На пространственный каркас из тонкостенных стальных труб и профилей крепились кузовные панели, вручную выколоченные из листового дюралюминия.
Благодаря замене некоторых стальных деталей алюминиевыми сплавами и пластиком, вес DB4 удалось сократить на 45—50 кг. Фары прикрыли обтекателями из прозрачного пластика perspex, очертания кузова сгладили и всецело подчинили идее наименьшего сопротивления воздуха. Родился удивительный автомобиль: специальная спортивно-гоночная конструкция, которая вместе с тем поражала простым изяществом линий и гармоничными пропорциями. Возможно, самая эстетически совершенная модель в долгой истории Aston Martin, на которую теперь приходится равнять новейший DBS.
Под капотом DB4 продольно монтировалась фирменная 12-клапанная «шестерка»: при диаметре цилиндров и ходе поршней 92 х 92 мм (в точности размерность двигателя М21Д для новой тогда «волги» ГАЗ-21!) рабочий объем равнялся 3669 миллилитрам. Двойное зажигание (по 2 свечи на цилиндр), степень сжатия 9, 7; с 3-я карбюраторами Weber мотор развивал под 320 л.с. при 6 тыс. оборотов.
Цельноалюминиевая «шестерка» стыковалась с ручной 4-ступенчатой КПП; тяга транслировалась на неразрезный ведущий мост, подвешенный на направляющих рычагах и винтовых пружинах. Резина (диагональный корд) размером 6.00x16 монтировалась на тангентные колеса с центральной гайкой. Рулевой механизм «шестерня-рейка», дисковые тормоза Girling «по кругу». В длину машина насчитывала 4267 мм – при ширине 1557 и высоте 1270 мм; колесная база – 2362 мм. Спорт-купе тянуло примерно на 1225 кг; машина могла разогнаться от 0 до 96, 5 км/ч (60 миль) примерно за 6 сек. и пройти ¼ мили (402) с места быстрее, чем за 15 сек.
Максимальная скорость DB4 Zagato превосходила 240 км/ч, и казалось, высокодинамичное купе-GT сможет соперничать с Ferrari 250 GT. Увы, держание дороги и управляемость «астона» оставляли желать лучшего. Неудивительно для архаического ведущего моста (как известно, на гоночных трассах передняя подвеска – ничто, задняя – все), тогда как у спортпрототипов Ferrari применяли совершенную конструкцию de Dion и даже независимую подвеску на двойных поперечных рычагах. Сколько-нибудь заметных спортивных успехов Aston Zagato так и не добился, зато остался в истории автомобильного дизайна – как труднодосягаемый образец.
Прототип DB4 GT Zagato дебютировал в конце 1960 на Лондонском мотор-шоу, а в новом году начался серийный выпуск продвинутого спорткупе. Первоначально в программе 25 машин, однако их построили лишь 19. Коллекционный автомобиль. А в 1962 появилась очередная модель – DB5, вошедшая в легенду как автомобиль Джеймса Бонда. Другая история.
|