BMW X3 & BMW X5
БМВ Х3 и БМВ Х5
|
Под флаги "всеобщей дизелизации" концерн BMW встал сравнительно
недавно: первый дизельный BMW 524d появился лишь в 1983 году, а в России
дизельные BMW до сей поры вообще официально не продавались. Предание
гласит, что в 1993-1994 годах специалисты BMW провели исследование
российского дизтоплива и пришли в ужас, а попутно - к выводу о том, что
наша солярка и дизельные двигатели BMW несовместимы. Особенно страдала
топливная аппаратура. Но в этом году - якобы, после очередных испытаний
нашей солярки, - дизельные BMW обрели-таки официальное гражданство в
России. От ответов на вопросы о том, стала ли наша солярка лучше и чище,
представители BMW уклоняются, но охотно сообщают, что первенцами среди
дизельных BMW станут кроссоверы - BMW Х3 3.0d (Є56900) и BMW Х5 3.0d
(Є71900). На них-то мы и поездим. А еще - на BMW X3 3.0i с "обычным",
бензиновым мотором.
В цилиндры трехлитрового турбодизеля BMW топливо подается четыре раза за один такт: две "пилотные" дозы, один основной заряд и один - дополнительный. Чтоб мотор работал плавнее и тише. Но характерный дизельный жесткий рокот все равно слышен - во всяком случае, снаружи. А вот в салоне тише - отмечаешь лишь легкие вибрации на органах управления.
Но пересев после этого в салон бензиновой машины, хочется запустить двигатель еще раз. Кажется, что мотора не слышно вовсе!
По разгонной динамике отличий гораздо меньше. Бензиновый BMW X3 3.0i начинает разгон плавно, а затем интенсивно набирает темп. Дизельный же активно едет "снизу". Но в итоге динамика у "дизеля" и "бензина" практически одинакова!
Особым уважением к дизельной машине проникаешься, когда стрелка тахометра пляшет в зоне средних оборотов. Пушечная тяга! Но диапазон активной работы 204-сильного турбодизеля невелик: чтобы держать мотор в тонусе, пятиступенчатый "автомат" вынужден переключаться довольно часто. При спокойной езде это не доставляет неудобств. Но если поднять темп, частые переключения (особенно на две ступени "вниз") уже начинают вызывать у мотора раздражение, поскольку он то и дело проваливается в "турбояму": машина на мгновение "затыкается", а затем запоздалым рывком бросается вперед. Такой "рваный" темп особенно неприятен в плотном городском движении. Хотя сама по себе автоматическая коробка работает неплохо: мягко перебирает передачи и мгновенно адаптируется к напористому стилю езды. Но в союзе с бензиновой "шестеркой" она работает практически идеально (хотя на легковых машинах, например, на BMW 530i, "автомат" настроен еще лучше). А дизельный силовой агрегат по уровню рафинированности все-таки уступает бензиновому.
Есть ли разница в настройках подвески? Дизельный BMW X3 оказался чуть мягче на разбитой дороге, но не столь цельным на виражах: там, где бензиновый "икс-три" идеально прописывает дуги, его дизельный собрат уже вываливается передними колесами наружу поворота. Эти особенности продиктованы иной развесовкой (турбодизель тяжелее) и разными шинами: бензиновый Х3 сошел с конвейера обутым в сугубо шоссейные шины Dunlop SP Sport 235/50 R18, а дизельный - в универсальные покрышки Pirelli Scorpion STR 235/55 R17.
А что дизельный BMW X5?
У "икс-пятого" явно лучше звукоизоляция. Дизельный мотор едва заметен даже снаружи, а в салоне и вовсе тишина - и на холостых оборотах, и на высокой скорости. Двигатель, в принципе, тот же, но - помощнее. У него чуть выше степень сжатия (18:1 против 17:1 на BMW X3), выше мощность (218 л.с.), а при 2000 об/мин максимальный крутящий момент достигает внушительных 500 Нм (против 410 Нм у Х3). Но более высокая степень форсировки не дает выигрыша в динамике по сравнению с дизельным "икс-три": ведь BMW Х5 тяжелее на 250 кг.
Правда, здесь иной автомат - нового поколения, уже с шестью ступенями. Увы: больше передач - чаще переключения. И если дизельный "икс-три" на скоростях свыше 100 км/ч практически исключает переходы на две передачи "вниз", то на "икс-пять" такие скачки происходят и на более высоких скоростях. Причем коробка делает это в два приема: сначала - легкий скачок на одну ступень "вниз", а затем - еще одно переключение "вниз", но уже с более ощутимым толчком. Эта коробка чаще загоняет мотор в турбояму, "разрывая" темп набора скорости.
Конечно, все это - нюансы, которые заметны лишь при активной езде. Но давайте задумаемся и посмотрим на вещи трезво: а нужен ли нам в России дизель на таких машинах? Чем дизельный BMW может прельстить потенциального покупателя? Легендарной долговечностью? К сожалению, достоверных сведений о ходимости дизельных моторов BMW на нашей солярке нет. Но даже если российская солярка и впрямь стала лучше, и баварские турбодизели готовы с аппетитом ее переваривать без ущерба для здоровья и не докучать частыми поломками, то... Берем в руки калькулятор. Согласно заводским данным, дизельный Х3 расходует в городе 12,1 л/100 км, а бензиновый - 17,4 л/100 км. Огромная разница! Но при этом дизельный BMW X3 на 1000 евро дороже бензинового. Несложный подсчет - и выясняется, что при нынешних ценах на топливо нужно наколесить по городу около 30000 км, чтобы "отбить" разницу в цене, и только после этого дизель действительно становится экономичным. Еще через 60000 км вы получите прибыль - 2000 евро. Но нужна ли эта экономия покупателю автомобиля за 60 тысяч евро? В случае с дизельным Х5 экономия еще меньше, поскольку он дороже бензиновой версии на 2000 евро...
На самом деле единственное реальное преимущество - это "дальнобойность". В городских условиях дизельному Х3 хватает 67-литрового топливного бака на 550 км, а бензиновый протянет лишь 385. То есть заезжать на заправку нужно в полтора раза реже. А при экономичной езде по шоссе BMW Х3 3.0d способен пройти на одном баке до 900 км! Правда, топливораздаточные колонки с соляркой отличаются особой неопрятностью и вечно грязными "дизельными" пистолетами.
Известно, что дизельные машины имеют преимущество на бездорожье. Но разве бездорожье - удел таких машин, как BMW X3 и BMW X5? Да, тяговитый дизель лучше подходит для буксировки тяжелых прицепов. Но много ли вы видели тех же "икс-пятых" с фаркопами?
Скорее всего, появление дизельных модификаций в российской гамме BMW продиктовано в первую очередь желанием расширить модельный ряд и "застолбить" место в пока что очень узком секторе рынка, в котором, однако, уже присутствуют внедорожники Mercedes, Volkswagen, Land Rover... Ведь цены на автомобильное топливо растут и, рано или поздно, вплотную подберутся к европейским. Тем более что не за горами вступление России в ВТО. И вот тогда разница в цене между соляркой и бензином, а особенно - топливная экономичность дизельных моторов, станут гораздо более весомыми аргументами.
Очень скоро россиянам предложат и BMW 530d - с тем же трехлитровым турбодизелем. А на европейском рынке появится BMW 535d с новым 272-сильным супердизелем - оснащенным двумя последовательными турбокомпрессорами, которые практически сводят на нет эффект турбоямы и обеспечивают "паровозную" тягу во всем диапазоне оборотов. Но об этом двигателе у нас будет отдельный разговор.