ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Справочник масел

Пластичные смазки

Свойства смазок

    Пластичные смазки занимают промежуточное положение между жидкими и твердыми смазочными материалами. Они представляют собой структурированные коллоидные системы. Их свойства зависят прежде всего от особенностей трехмерного структурного каркаса, образующегося из дисперсной фазы, который в своих ячейках удерживает большое количество (80-90 %) дисперсионной среды. Устойчивость структурированной системы зависит от прочности структурного каркаса, сил взаимодействия между его отдельными частицами, между элементами структурного каркаса и дисперсионной средой на границе раздела фаз, числа контактов частиц каркаса в единице объема, электростатических свойств, критической концентрации ассоциации различных мыл и других коллоидно-химических факторов.

    На устойчивость структурированной системы влияют физико-химические свойства вещества, из которого построен каркас, химическая природа окружающей его среды и наличие поверхностно-активных веществ, обусловливающих размеры и форму элементов структурного каркаса, а также энергию связей в этой системе.

    Волокна мыльного загустителя, отличающегося катионом или анионом, имеют присущую только им форму и размеры. Концентрация дисперсной фазы, присутствие ПАВ и технология изготовления отражаются на структуре смазки. Существует взаимосвязь между дисперсностью, анизометричностью кристаллов мыл и реологическими характеристиками смазок независимо от природы дисперсной фазы и других факторов. При повышении дисперсности элементов структурного каркаса, увеличении отношения длины к диаметру или ширине кристаллов мыла загущающий эффект дисперсной фазы повышается. Дисперсность и анизометричность кристаллов мыл связаны с характером структурообразования, которое, в свою очередь, зависит от строения молекулы мыла. При повышении дисперсности кристаллов мыла число контактов между элементами структурного каркаса, а также поверхность соприкосновения с дисперсионной средой увеличиваются. Создаются благоприятные условия для разного рода энергетических связей в системе и образования прочных коллоидных структур. Поэтому предел прочности, вязкость, коллоидная стабильность смазок определяются дисперсностью и анизометричностью волокон, образующих их структурный каркас, энергией связи между его элементами и взаимодействием дисперсной фазы с дисперсионной средой.

    Смазки выделяют в особый класс сложных реологических тел, для которых характерно сочетание хрупкости, обусловленной разрывом жестких связей в каркасе, и пластичности, дающей неограниченно большие деформации без потери сплошности за пределами критической нагрузки. Значение этой нагрузки зависит, главным образом, от прочности структурного каркаса, а вязкость дисперсионной среды, как правило, играет незначительную роль.

    Характерная особенность смазок - быстрое восстановление разрушенных связей между частицами дисперсной фазы и приобретение ими свойств твердого тела после снятия нагрузки. Она проявляется в уменьшении предела прочности и вязкого сопротивления при механическом воздействии на смазки и в последующем полном или частичном восстановлении этих свойств после снятия нагрузок. Характер такого восстановления зависит от структуры смазок. Структура смазок может быть двух видов: конденсационная, образующаяся после охлаждения расплава и не восстанавливающаяся после снятия механического воздействия, и обратимая (тиксотропная), восстанавливающаяся после снятия механического воздействия в большей или меньшей степени. Тиксотропное восстановление структуры очень важно для оценки свойств смазок, особенно предназначенных для открытых узлов трения.

    Непосредственно после изготовления в смазках преобладает конденсационная структура с большим числом особо прочных связей. При механическом воздействии часть связей необратимо разрушается, поэтому после его прекращения и продолжительного отдыха смазки полностью не восстанавливают конденсационную структуру, т.е. они являются тиксолабильными системами. Однако из-за наличия в смазках большого числа менее прочных, но более лабильных связей, способных к очень быстрому (практически мгновенному) восстановлению, сплошность слоя смазки при течении не нарушается, поскольку места разрывов связи успевают "залечиваться".

    При обычных температурах и небольших нагрузках смазки сохраняют приданную им форму, не выбрасываются центробежными силами из открытых и слабо герметизированных узлов трения, не сползают с наклонных и вертикальных поверхностей при нанесении их слоем умеренной толщины. При критической нагрузке, превышающей предел текучести (прочность структурного каркаса обычно равна 50-2000 Па), смазки деформируются и начинают течь как обычные вязкие жидкости. После снятия нагрузки течение смазок прекращается, и они приобретают свойства твердого тела.

    Смазки отличаются от масел наличием аномального внутреннего трения. Их вязкость не описывается законом Ньютона и является функцией не только температуры, но и скорости деформации. Вязкость смазок резко уменьшается при повышении градиента скорости деформации, что также отличает их от масел.

    Основные преимущества смазок по сравнению с маслами следующие: способность удерживаться в негерметизированных узлах трения; большая эффективность в работе при одновременном воздействии высоких температур, давлений, ударных нагрузок и переменных режимов скоростей; более высокие защитные свойства (от коррозии); повышенная водостойкость; способность обеспечивать лучшую герметизацию узлов трения и предохранять их от загрязнения; значительно меньшая зависимость вязкости от температуры, что позволяет применять их в более широком интервале температур; лучшая смазочная способность; больший срок службы и меньший расход. К недостаткам смазок следует отнести их более низкую охлаждающую способность, большую склонность к окислению и сложность при использовании в централизованных системах.

    Смазки применяют для надежного длительного смазывания узлов трения в случаях, когда применение масел невозможно из-за отсутствия герметичности, при невозможности пополнения узла трения смазочным материалом, а также для уплотнения подвижных и неподвижных соединений и защиты узлов трения от коррозии.

    В процессе работы смазка подвергается воздействию повышенных температур, скоростей и нагрузок, а также воздействию различных факторов окружающей среды (кислород воздуха, вода, пары коррозионно-активных соединений, радиация и др.). Это сопровождается термическим разложением, термоокислительными процессами и полимеризацией, которые интенсифицируются деформацией сдвига и каталитическим действием ювенильных поверхностей трения. Все это в совокупности приводит к "старению" смазок и соответственно к ухудшению их эксплуатационных свойств. Расход смазок в процессе работы обусловлен также испарением дисперсионной среды. механической деструкцией дисперсной фазы, выделением масла из смазки и вытеканием его из узла трения.

    Основные характеристики смазок (табл. ниже), по которым судят об их эксплуатационных свойствах и которыми руководствуются при выборе смазок для конкретных узлов трения, установлены ГОСТ 4.23-83 "Система показателей качества продукции. Нефтепродукты. Смазки пластичные. Номенклатура показателей". Этот стандарт устанавливает обязательную номенклатуру показателей и признаков качества смазок. которые необходимо включить в НТД при их разработке. Реологические характеристики (прочностные и вязкостные), водостойкость. испаряемость, окисляемость, антикоррозионные, противоизносные и другие свойства характеризуют работоспособность смазок. Для определения стабильности смазок оценивают их коллоидную, механическую, химическую и термическую стабильности.

    В процессе изготовления смазок контролируют показатели, определяющие воспроизводимость их свойств - пенетрацию и температуру каплепадения. По содержанию в смазках воды, свободных щелочей, кислот и механических примесей оценивают их пригодность к применению.

    Установлены показатели качества, обязательные для всех или для отдельных видов смазок. К первым относят внешний вид, содержание воды и механических примесей, испытание на коррозию; ко вторым - температуру каплепадения, предел прочности, вязкость, коллоидную, механическую и химическую стабильности, термоупрочнение, испаряемость, содержание органических водорастворимых кислот и свободной щелочи, показатели защитных (от коррозии). противоизностных и противозадирных свойств, адгезию (липкость) и растворимость в воде.

Реологические и физико-химические свойства смазок

Антифрикционные смазки

Товарное наименование

Температу-
ра капле-
падения,
°С

Пенетрация
при 25°С,
х10-1мм

Предел
прочности
при 20°С,
Па

Вязкость
при 0°С и
10°C, Па*с,
не более

Коллои-
дная ста-
бильность,
%, не более

Смазки общего назначения для обычных температур

Солидол С

85-105

260-310

300-700

200

5

Пресс-солидол С

85-95

310-350

70-200

100

10

Солидол Ж

75-87

230-290

300-600

250

13

Пресс-солидол Ж

>=75

330-355

-

100

13

Графитная

77-85

250-280

300-700

100

5

Смазки общего назначения для повышенных температур

1-13

>=120

180-250

500-1000

500

20

Консталин

>=130

225-275

150-300

500

20

Многоцелевые смазки

Литол-24

>=185

220-250

500-1000

280

12

Литол-24РК

>=180

200-250

450-1100

280

12

Фиол-1

>=185

310-340

>=250

200

25

Фиол-2

>=180

265-295

>=300

250

16

Фиол-2М

>=180

265-295

>=300

250

15

БНЗ-3

>=170

230-280

550-770

500

15

Алюмол

>=230

220-250

500-1000

280

12

ЛКМтранс-2

>=210

250-290

>=500

280

10

Таврол-2

>=170

230-280

>=450

280

15

Герметин

>=180

220-280

>=200 (при 80°С)

-

5

Термостойкие смазки

ЦИАТИМ-221

>=200

280-360

250-450

800 (при -50°С)

7

ЦИАТИМ-221с

>=200

35 (при -60°С)

40-180

165

9

Униол-2М/1

>=200

280-320

200-500

160

10

ВНИИНП-207

>=250

220-245

250-500

180

7

ВНИИНП-210

-

390-430

>=70

250

12

ВНИИНП-214

>=200

-

>=100

160

15

ВНИИНП-219

>=250

355-380

250-500

180

7

ВНИИНП-231

-

310-340

250-450

50-75

8

ВНИИНП-233

-

310-340

50-160

100

10

ВНИИНП-235

-

310-340

100-150

300 (-40°С)

19

ВНИИНП-246

-

345-385

400-600

60

10

ВНИИНП-247

>=200

220-250

690

220

8

Графитол

>=250

265-295

350-700

300

8

Аэрол

>=250

265-295

300-700

300

8

Силикол

>=250

220-250

700-1000

550

9

Полимол

>=250

240-280

300-700

400

4

Маспол

>=220

240-280

300-800

400

10

БНЗ-4

>=250

265-295

400-420

150

12

БНЗ-5

>=230

400-430

-

100

-

ПФМС-4С

-

-

100-200

200-250

2

Низкотемпературные смазки

ЦИАТИМ-203

>=160

250-300

350-700

1000 (-30°С)

10

Снарядная ВС

>=70

230-280

300-500

230 (-30°С)

35

ГОИ-54П

>=60

200-245

200-600

1200 (-40°С)

15

Лита

>=170

240-265

550-750

1000 (-30°С)

20

Зимол

>=190

240-290

300-1000

2000 (-50°С)

20

Химически стойкие смазки

ЦИАТИМ-205

>=65

>=165

>=1200

1000

5

ВНИИНП-279

>=250

310-340

200-300

120

3,5

ВНИИНП-280

-

-

>=350

850 (-40°С)

8

ВНИИНП-282

>=250

220-250

280-750

250

10

ВНИИНП-283

>=250

200-220

420-790

240

6

ВНИИНП-294

-

265-295

>=580

265

6

ВНИИНП-295

-

310-340

>=130

25-50

5

ВНИИНП-298

-

220-250

>=440

380

6,5

Криогель

-

320-355

260-350

120

9

№8

>=140

220-250

500-750

250

14

Фторуглеродная 10 ОКФ

>=150

175-205

>=300

6000

3

Фторуглеродная ЗФ

>=120

265-295

150-250

2000

10

Фторуглеродная КСТ

-

355-385

0

2200

-

Приборные смазки

ЦИАТИМ-201

>=175

265-310

350-500

1100 (-50°С)

26

ОКБ-127-7

>=180

175-205

1000-1500

500

10

ОКБ-122-7-5

>=150

210-250

500-1000

700 (-10°С)

12

ЦИАТИМ-202

>=170

265-325

200-300

150

20

АЦ-1, АЦ-3

>=100

250-290

900-1100

65

15

Дельта-I, Дельта-III

>=180

175-205

700-1500

75

28

СОТ

-

220-250

>=400

90

6

ВНИИНП-223

>=180

320-370

>=150

60

15

ВНИИНП-228

>=180

320-370

>=110

40

14

ВНИИНП-257

>=190

-

80-100

35

12

ВНИИНП-258

-

-

>=100

70

10

ВНИИНП-260

>=200

320-360

110-170

100(100 с-1)

8

ВНИИНП-270

>=175

-

>=150

40

16

ВНИИНП-271

>=170

310-340

100-200

75

35

ВНИИНП-274

>=190

-

270-370

80

18

ВНИИНП-286

>=170

210-250

500-660

110

35

ВНИИНП-293

>=170

-

140-170

180

31

ВНИИНП-299

-

310-340

>=280

680

3

Орион

>=180-200

175-205

600-1200

2300 (-20°С)

6

Полужидки смазки

ЦИАТИМ-208

-

300-360 (-15°С)

-

18000 (-30°С)

-

Шахтол

-

-

-

-

-

Шахтол-К

-

-

-

-

-

СТП-Л

-

>=25 (0°С)

-

-

-

СТП-3

-

80-100 (0°С)

-

-

-

ОЗП-1

30-35

280-420

-

-

-

Трансол-100

>=150

400-430

-

1200 (-30°С)

35

Трансол-200

>=150

400-430

-

1400 (-30°С)

30

Трансол-300

>=140

360-390

-

1500 (-30°С)

30

Трансол РОМ

>=140

380-450

-

-

35

Редуктол М

-

400-450

-

1500

-

Редуктол

-

400-450

-

1500

-

СКП-М

>=140

380-450

-

200

-

ЛЗ-ПЖЛ-00

>=160

400-440

-

-

-

Приработочные пасты

Лимол

>=240

310-340

>=250

250

3

ВНИИНП-225

-

400-430

>=300

120

15

ВНИИНП-232

-

220-250

>=1800

300

4

 

Узкоспециализированные (Отраслевые) смазки

Товарное наименование

Температу-
ра капле-
падения,
°С

Пенетрация
при 25°С,
х10-1мм

Предел
прочности
при 20°С,
Па

Вязкость
при 0°С и
10°C, Па*с,
не более

Коллои-
дная ста-
бильность,
%, не более

Смазки для электрических машин

ЛДС-1

>=185

230-270

500-700

200

18

ЛДС-3

>=185

220-260

500-700

280

18

ВНИИНП-242

>=170

220-250

500-1200

500

10

ЭШ-176

>=170

175-205

>=3000

1200

11

СВЭМ

>=180

265-295

560-660

110

10

Автомобильные смазки

AM карданная

>=115

220-270

500-700

300

15

Литол-459/5

>=195

180-190

>=1900

580

6

ЛСЦ-15

>=185

250-280

>=500

280

15

ШРБ-4

>=230

265-295

>=200

80

10

ШРУС-4

>=190

250-280

300-700

250

16

Фиол-2У

>=180

255-295

>=300

170

12

№158

>=132

310-340

150-500

400

23

ЛЗ-31

>=188

220-250

500-620

280

12

КСБ

>=170

245-275

300-800

400

8

ДТ-1

>=110

315-345

>=150

230

12

Дисперсол-1

>=85

270-310

-

-

15

МЗ-10

>=70

265-295

>=210

70

8

Литин-2

>=190

265-295

-

-

10

Железнодорожные смазки

ЛЗЦНИИ

>=130

200-260

700-1000

450

23

ЖРО

>=180

190-250

800-1000

370

12

Кулисная ЖК

>=1000

270-325

220-420

150

12

ЦНИИ-КЗ

125-130

310-340

>=360

400

-

ЖТ-72

170-200

310-340

>=830

220

10

ЖТ-79Л

170-192

240-290

750-920

230

15

ЖА

>=100

190-275

>=2000

4000

1

ЖР

>=95

270-350

>=820

270

3

ЖД

>=100

35-70

-

-

-

Контактная

>=90

>=240

1500-2000

750

3

Морские смазки

АМС-1

>=90

300-350

60-200

1000

6

АМС-3

>=100

200-250

450-1200

2000

5

МС-70

>=80

220-260

400-800

120

10

МУС-ЗА

>=70

220-260

>=600

60

7

МЗ

>=100

230-240

580-680

200

8

Авиационные смазки

Эра

>=180

310-370

200-400

115

35

ВНИИНП-254

>=165

310-340

300-400

50

25

ВНИИНП-261

>=250

265-295

240-420

70

5

ВНИИНП-281

>=200

310-340

>=330

90

15

Свинцоль-01

>=170

290-320

>=230

120

24

Свинцоль-02

>=150

400-430

>=225

110

15

СТ(НК-50)

>=200

170-225

700-1200

1000

7

№9

>=92

<=330

>=250

50

15

Индустриальные смазки

Униол-2М/2

>=205

330-380

>=410

110

12

ИП-1

>=85

280-310

250-450

250

10

ЛКС-2

>=200

265-295

>=300

180

12

ЛКС-металлургическая

>=200

250-350

>=300

280

15

Прессол-М

>=150

300-360

>=100

-

25

КСБ

>=140

190-250

>=400

350

15

ЛС-1П

>=185

310-340

>=100

40

25

Старт

>=180

300-320

180-200

35

15

Сиол

-

310-340

>=200

150

18

ВНИИНП-273

-

210-250

300-600

275

6

Ротационная ИР

>=95

275-350

50-170

150

10

Термолита

Не плавится

290-350

-

-

15

Омметерма-2

>=200

265-320

-

-

12

Омметсупертерма

>=220

250-320

-

-

12

Центролита

>=200

280-340

>=150 (50°С)

110

15

ЛКС-текстильная

>=200

265-310

>=150 (50°С)

230

20

Прессол

>=180

300-340

>=100

100

25

ЛДС-ЗМ

>=185

240-290

>=180 (80°С)

-

18

Текстол

>=160

250-300

>=150 (50°С)

400

16

Буровые смазки

Долотол Н

>=185

250-310

>=600

1000

10

Долотол АУ

>=235

320-370

>=120

1100

12

Долотол НУ

>=140

250-310

>=300

680

10

Геол-1

>=100

265-300

>=100

1500

10

Пластол

>=190

210-260

1100-1600

1000

10

Электроконтактые смазки

Паста 164-39

-

310

200-450

125-140 (+20°С)

4

ВНИИНП-248

-

-

80-250

-

8

ВНИИНП-502

-

265-295

350-470

85-100 (+20°С)

7

Электра-1

-

355-385

>=70

20-30 (+20°С)

35

 

Консервационные (Защитные) смазки *

Товарное наименование

Температу-
ра капле-
падения,
°С

Пенетрация
при 25°С,
х10-1мм

Предел
прочности
при 20°С,
Па

Вязкость
при 0°С и
10°C, Па*с,
не более

Коллои-
дная ста-
бильность,
%, не более

Смазки общего назначения

Пушечная (ПВК)

>=60

-

1000-2500

1500

4

ВНИИСТ-2

>=25

-

-

-

-

ВТВ-1

>=54

-

>=1000

100

5

ВТВ-1 в аэрозольной упаковке

-

-

-

-

-

ПП-95/5

>=57

-

>=2000

10000 (10°С)

1,1

АК

>=60

-

>=470

525

3

ЗЭС

>=105

-

150-500

1200

4

ПН

>=60

25-55

-

-

1,7

БВН-1

-

-

-

20

-

Канатные смазки и пропиточные составы

Канатная 39у

65-75

-

-

2000

-

БОЗ-1

60-75

-

-

4000

-

Торсиол-35Б

65-80

350-360

-

800

3

Торсиол-35Э

>=65

-

-

-

-

Торсиол-55

60-80

350

-

200

-

Ваерол

70

-

-

-

-

Ваерол-Э

52-53

-

-

-

-

ВНИИНП-265

70

-

-

-

-

ВНИИНП-278

>=60

-

-

-

-

КФ-10

80-100

40-70 (иглой)

-

-

-

Канатол

60-75

-

-

-

-

Е-1

40-55

340-360

-

800

-

Е-9

>=50

340-360

-

370

-

Е-86

45-55

340-360

-

-

-

ЛЗ-Е-91

45-60

-

-

-

-

 

    * В качестве консервационных смазок общего назначения применяют также вазелины: технический, медицинский (ГОСТ 3582-84), ветеринарный (ГОСТ 13037-84) и конденсаторный (ГОСТ 5774-76).

 

Уплотнительные (Резьбовые) смазки

Товарное наименование

Температу-
ра капле-
падения,
°С

Пенетрация
при 25°С,
х10-1мм

Предел
прочности
при 20°С,
Па

Вязкость
при 0°С и
10°C, Па*с,
не более

Коллои-
дная ста-
бильность,
%, не более

Р-2

80-105

280-400

>=60

60

6

Р-113

>=125

270-330

>=450

230

8

Р-402

>=130

270-330

>=60

75

8

Р-416

>=130

130-180

>=800

500

8

ВНИИНП-263

-

300-340

>=160

50

18

ВНИИНП-291

>=200

85-115

-

-

0,7

ВНИИНП-292

>=215

85-115

-

-

0,7

ВНИИНП-300

>=60

120-160

>=1600

5000

-

Вакуумная

>=50

220-250

>=1000

1000

-

Замазка вакуумная

>=240

>=70

-

-

-

Замазка ЗЗК-Зу

>=115

40-80

>=2000

-

-

ЛЗ-162

>=149

150-200

>=930

430

6

Бензиноупорная

>=55

30-80

>=2500

-

1,2

Для газовых кранов

>=60

35-70

>=1000

-

3

Насосная

>=140

300-350

>=150

300

-

Арматол-238

>=160

300-360

>=150

150

15

Плитол

>=230

-

>=360

550

4

Кранол

>=60

35-70

-

-

-

Резьбол ОМ-2

-

330-390

>=50 (80°С)

-

8

Л3-162у

>=149

150-200

>=280 (50°С)

-

6

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей