ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Справочник масел

Энергетические масла

Компрессорные масла

    В зависимости от областей применения и предъявляемых требований компрессорные масла подразделяют на классы:

    - для поршневых и ротационных компрессоров,

    - для турбокомпрессорных машин,

    - для холодильных компрессоров.

Масла для поршневых и ротационных компрессоров

    Масла этого класса широко применяют для смазывания компрессоров, эксплуатируемых в различных отраслях промышленности и на транспорте. В поршневых и ротационных компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Состав и свойства газа в значительной мере определяют требования к маслу и его работоспособность.

    В поршневых компрессорах масла применяют для смазывания цилиндров и клапанов, а также в качестве уплотняющей среды для герметизации камеры сжатия. Детали механизма движения обычно смазывают индустриальными маслами. В компрессорах с единой системой смазки цилиндров и механизма движения применяют только компрессорные масла.

    В соответствии с правилами, утвержденными Госгортехнадзором СССР ("Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов" от 7.12.1971 г.), температура воздуха после каждой ступени сжатия воздушных компрессоров не должна быть выше 170 °С для общепромышленных компрессоров и выше 180 °С для компрессоров технологического назначения. В таких условиях основным эксплуатационным свойством масел, обеспечивающим долговечную, эффективную и безопасную работу компрессоров, является их термоокислительная стабильность и способность предотвращать или сводить к минимуму образование коксообразных масляных отложений в нагнетательных линиях компрессоров. Основной причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах, является образование твердых продуктов распада и уплотнения масла при его эксплуатации, иногда по аналогии с отложениями в двигателе называемых нагаром. Требования к термической стабильности компрессорных масел возрастают в зависимости от температуры нагнетания компрессора.

    Применительно к компрессорным машинам вязкость является одной из основных эксплуатационных характеристик масла. От вязкости зависят потери энергии на трение, износ поверхностей трения деталей, уплотнение поршневых колец, время запуска компрессора, температура поверхностей трения.

    Образование отложений кокса зависит от термической стабильности масла, а также от его вязкости. Масло более низкой вязкости быстрее перемещается по нагнетательному тракту компрессора и образует меньше отложений в системе нагнетания. В соответствии с правилами техники безопасности эксплуатации стационарных воздушных компрессоров (стандарт ISO 5388) для компрессоров, смазываемых маслом, отложения кокса должны своевременно удаляться. Частота проверок и сроки очистки зависят от качества масла, но при этом толщина слоя отложений между чистками не должны превышать 3 мм при эффективном давлении менее 1 МПа, 2 мм при давлении 1-3 МПа и 1 мм при давлении 3-5 МПа. Следует иметь в виду, что существующее мнение о связи температуры вспышки масла с его безопасной эксплуатацией является неверным. Высокая температура вспышки не гарантирует большей безопасности их применения по сравнению с маслами, имеющими меньшую температуру вспышки. Для поршневых компрессоров более важна температура самовоспламенения компрессорных масел, которая для дистиллятных масел с низкой температурой вспышки выше, чем для остаточных высоковязких масел.

    Обозначения отечественных компрессорных масел установлены в соответствии с разработанным в 80-х годах их унифицированным ассортиментом. Согласно классификации масла разделяют на группы:

    первая - для компрессоров, работающих при умеренных режимах, сжимающих воздух и другие нерастворимые в масле газы при температуре нагнетания ниже 160 °С;

    вторая - то же. при температуре нагнетания ниже 180 °С;

    третья - для компрессоров, работающих в тяжелых условиях при температуре нагнетания ниже 200 °С;

    четвертая - для компрессоров высокого давления, работающих в особо тяжелых условиях при температуре нагнетания выше 200 °С.

    В соответствии с классификацией масла маркируют следующим образом. Буква "К" означает принадлежность к компрессорным маслам. Группа масла указывается цифрой после "К", за исключением первой группы. Затем после дефиса следует цифра, соответствующая кинематической вязкости при 100 °С.

    Примеры обозначений: масло К-12 - компрессорное, относится к первой группе классификации, вязкостью 12 мм-'/с при 100 °С;

    К4-20 - масло компрессорное, относится к четвертой группе классификации, вязкостью 20 ммУс при 100 °С.

    Характеристики компрессорных масел приведены в таблице:

Характеристики компрессорных масел

Показа-
тели

Масла без
присадок

Масла с
присадками

К-19

КС-19

Кп-8С

К3-10

К3-10Н

КС-19П

К3-20

К4-20

К2-220

К2-24

Кинема-
тическая
вязкость,
мм2/с,
при
темпе-
ратуре:
100°С

17-21

18-22

6,5-9

8,8-10,5

9-13

18-24

17-23

19,5-22

18-21

21-25

40 °С

-

-

41,4-50,6

73,7-96,2

76-130

-

206-336

240-310

220-310

-

Индекс
вязкости,
не менее

-

92

95

90

90

85

80

85

82

82

Кислот-
ное
число,
мг КОН/г

0,04

0,02

0,05

0,2

0,2

0,03

0,5

-

0,4

0,35

Темпера-
тура, °С:
вспышки
в откры-
том
тигле,
не ниже

245

260

200

205

205

260

250

225

230

270

засты-
вания,
не выше

-5

-15

-15

-10

-30

-15

-15

-15

-10

-10

Содер-
жание,
% (маc.
доля),
не более:
водораст-
воримых
кислот и
щелочей

Отсут-
ствие

-

-

-

Отсут-
ствие

-

-

-

-

механи-
ческих
примесей

0,07

Отсутствие

0,07

0,02

Отсутствие

воды

Отсут-
ствие

Следы

Отсутствие

Следы

Отсут-
ствие

серы

0,3

1,0

0,5

0,65

0,65

1,0

0,35

0,6

0,5

0,5

селек-
тивных
раство-
рителей

-

Отсутствие

-

-

Отсут-
ствие

-

Отсут-
ствие

-

-

Коксу-
емость,
%,
не более

0,5

0,5

0,05

0,2

0,2

0,45

0,45

-

0,45

0,45

Золь-
ность,
%,
не более

0,01

0,005

0,005

0,005*

0,005*

0,005

0,12

0,5-0,8

0,06

0,06

Стабиль-
ность
против
окисле-
ния,
не более:
осадок,
% (маc.
доля)

0,015

Отсут-
ствие

0,02

-

-

Отсут-
ствие

-

-

-

-

кислот-
ное
число,
мг КОН/г

-

0,5

0,2

-

-

0,5

-

-

-

-

увели-
чение
коксуе-
мости, %

-

-

-

1,5**

1,5**

-

2,0**

-

3,0**

2,0**

потери
от
испаре-
ния, %

-

-

-

15**

15**

-

-

-

20**

-

Цвет, ед.
ЦНТ,
не более

-

7,0

2,5

6,5

6,5

7,0

7,5

-

7,5

7,5

Корро-
зия:
на плас-
тинках
из стали

Вы-
дер-
жива-
ет

-

-

Выдер-
живает

-

Вы-
дер-
жива-
ет

-

-

-

на плас-
тинках
из свинца,
г/см2,
не более

-

10

-

-

-

-

-

10

-

-

на плас-
тинках
из меди

-

-

Вы-
дер-
жива-
ет

-

-

Вы-
дер-
жива-
ет

-

-

Выдер-
живает

на сталь-
ных стер-
жнях

-

-

От-
сут-
ствие

-

-

-

-

Отсут-
ствие

-

-

Плот-
ность,
кг/дм3

-

905

885

900

900

905

900

900

905

900


    * Показатель нормируется для базового масла.
    ** Стабильность определяется по методу ISO 6617.


Примечание. Условия окисления при определении стабильности по методу ГОСТ 981 -75:

Масло

Температура, °С

Длительность, ч

Расход
кислорода,
мл/мин

К-19, КС-19 и KC-19п

120

14

200

Кп-8С

150

25

50

 

Компрессорные масла без присадок

    Масло К-19 (ГОСТ 1861-73) вырабатывают из малосернистых нефтей методом селективной очистки. Предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления технологических установок, где требуются масла с низким содержанием серы.

    Масло КС-19 (ГОСТ 9243-75) вырабатывают из сернистых парафинистых нефтей методом селективной очистки. Предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления.

Компрессорные масла с присадками

    Масло КС-19п (ТУ 38.4011055-97) вырабатывают из сернистых парафинистых нефтей методом селективной очистки. Содержит антиокислительную присадку ионол. Предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления.

    Масло К3-10 (ТУ 38.401724-88) вырабатывают из смеси малосернистых нефтей методом селективной очистки. Содержит композицию присадок, снижающих образование отложений нагара в нагнетательной линии компрессора, а также улучшающих актиокислительные, антикоррозионные, смазывающие и антипенные свойства. Предназначено для смазывания поршневых компрессоров с температурой нагнетания до 200 °С, а также ротационных компрессоров.

    Масло К3-10Н (ТУ 38.401905-92) вырабатывают по той же технологии, что и масло КЗ-10. Содержит дополнительно присадку, понижающую температуру застывания. Обладает улучшенными пусковыми свойствами при низких температурах окружающего воздуха. Область применения та же, что и масла КЗ-10.

    Масло К2-24 (ТУ 38.401-58-43-92) вырабатывают из смеси волгоградских и малосернистых западно-сибирских нефтей методом селективной очистки. Содержит присадку, улучшающую антиокислительные и противоизносные свойства. Применяют для смазывания многоступенчатых поршневых компрессоров высокого давления, в том числе компрессоров воздухоразделительных установок.

    Масло К3-20 (ТУ 38.401700-88) вырабатывают из малосернистых нефтей методом селективной очистки. Содержит композицию присадок, снижающих образование кокса в нагнетательной линии компрессора, а также улучшающих смазывающие и антипенные свойства. Предназначено для смазывания теплонапряженных поршневых компрессоров высокого давления.

    Масло К4-20 (ТУ 38.101759-78) вырабатывают из малосернистых нефтей методом селективной очистки. Содержит присадки, улучшающие смазывающие, диспергирующие и антипенные свойства, а также повышающие термическую стабильность. Предназначено для смазывания поршневых корабельных воздушных компрессоров высокого давления с единой системой смазки цилиндров и механизма движения.

    Масло К2-220 (ТУ 38.401-58-90-94) вырабатывают из смеси волгоградских и шаимских нефтей методом селективной очистки. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, притивоизносные и антипенные свойства. Предназначено для применения в теплонапряженных воздушных компрессорах.

Масла для турбокомпрессоров

    Для смазывания центробежных и турбокомпрессорных машин в основном применяют турбинные масла, среди которых наиболее распространены для этой цели масла Тп-22С и Тп-22Б. В турбокомпрессорах, спаренных с высоконагруженными редукторами, условия работы часто диктуют применение более вязкого, специально разработанного компрессорного масла Кп-8С (ТУ 38.1011296-90). В тех случаях, когда от масла требуется высокая устойчивость к образованию осадка и хорошая антиокислительная стабильность, в компрессорах следует применять масла Тп-22Б и Кп-8С. Преимущества этих масел перед маслом Тп-22С особенно ярко проявляются при их работе в компрессорах, перекачивающих аммиак. По результатам лабораторных исследований и эксплуатационных испытаний масел на турбокомпрессорах отечественного производства и импортных поставок ВНИИ НП и НИИтурбокомпрессоров (г.Казань) разработаны предельные показатели качества, превышение которых отрицательно влияет на состояние узлов трения и работу компрессоров:

 

Показатель

Максимально
допустимое
значение

Кислотное
число,
мг КОН/г

0,2

Массовая доля, %:
воды

0,05

осадка, нерастворимого
в бензине-растворителе*

0,05

Отклонение кинематической
вязкости от вязкости
свежего масла, %

± 15

*Определяют по ГОСТ 981-75 при кислотном числе более 0.1 мг КОН/г.

 

Масла для компрессоров холодильных машин

    К компрессорным маслам для холодильных машин предъявляют специфические требования, обусловленные непрерывным контактом смазывающего материала с хладагентом, а также постоянным изменением температуры и давления среды. Для компрессоров холодильных машин рекомендуется применять минеральные и синтетические масла с достаточно низкой температурой застывания и высокой химической стабильностью. Под химической стабильностью принято понимать склонность масел к взаимодействию с хладагентами на основе галогенопроизводных углеводородов жирного ряда при повышенных температурах и давлении. Важнейшими эксплуатационными характеристиками холодильных масел являются их способность к взаимному растворению с хладонами (смотри рисунок ниже), а также температура, при которой из растворов выпадают хлопья парафина. Температура хлопьеобразования в растворе хладона R-12 составляет для масла: ХФ12-16 - минус 50, ХА-30 -минус 40, ХС-40 - минус 55°С.


Кривые растворимости холодильных масел с хладоном R-22

    Необходимо также контролировать агрессивность смесей хладагента с маслом по отношению к металлам и другим материалам, применяемым в холодильных машинах.

    Для компрессоров холодильных машин применяют масла серии ХА и ХФ в соответствии с ГОСТ 5546-86:

    ХА-30 - смесь дистиллятного и остаточного нефтяных масел;

    ХФ12-16 - нефтяное масло с антиокислительной присадкой;

    ХФ22-24 - нефтяное загущенное масло;

    ХФ22С-16 - синтетическое масло с антиокислительной присадкой.

    Кроме масел по ГОСТ 5546-86 для компрессоров холодильных машин, работающих в диапазоне температур -50...+150 °С, можно применять синтетическое масло ВНИИНП ХС-40 (ТУ 38.101763 - 78), а для промышленных фреоновых холодильных машин - нефтяное масло ХМ-35 (ТУ 38.1011158-88).

Характеристики масел для компрессоров холодильных машин

Показатели

ХМ-35

ХА-30

ХФ12-16

ХФ22-24

ХФ22С-16

ХС-40

Кинематичес-
кая вязкость,
мм2/с, при
температуре:
20°С

-

<=150

>=17

-

-

-

50 °С

32-37

28-32

>=16

25,4-28,4

>=16

37-42

Кислотное
число,
мг КОН/г

0,03

0,05

0,02

0,04

0,35

0,02

Температура, °С:
вспышки в
открытом тигле,
не ниже

190

185

174

130

225

200

застывания,
не выше

-37

-38

-42

-55

-58

-45

Зольность, %,
не более

0,005

0,004

-

-

-

0,02

Стабильность
против окисления,
не более:
осадок, %,
(маc. доля)

-

0,02

0,005

-

0,02

-

кислотное число,
мг КОН/г

-

0,5

0,04

-

0,4

-

Цвет, ед. ЦНТ,
не более

-

-

1,0

-

-

-

Коррозия:
на пластинках
из меди

Выдеживают

на пластинках
из стали

-

Отсутствие

-

-

Отсутствие


    Примечания. 1. Для масла ХФ12-16 температура хлопьеобразования с хладоном 12 не выше -50 °С.
    2. Для всех масел содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие.

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей