ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Справочник масел

Энергетические масла

Турбинные масла

    Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов: паровых и газовых турбин, гидротурбин, турбокомпрессорных машин. Эти же масла используют в качестве рабочих жидкостей в системах регулирования турбоагрегатов, а также в циркуляционных и гидравлических системах различных промышленных механизмов.

Общие требования и свойства

    Турбинные масла должны обладать хорошей стабильностью против окисления, не выделять при длительной работе осадков, не образовывать стойкой эмульсии с водой, которая может проникать в смазочную систему при эксплуатации, защищать поверхность стальных деталей от коррозионного воздействия. Перечисленные эксплуатационные свойства достигаются использованием высококачественных нефтей, применением глубокой очистки при переработке и введением композиций присадок, улучшающих антиокислительные, деэмульгирующие, антикоррозионные, а в некоторых случаях противоизносные свойства масел.

    Согласно правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (РД 34.20.501-95 РАО "ЕЭС России") нефтяное турбинное масло в паровых турбинах, питательных электро- и турбонасосах должно удовлетворять следующим нормам: кислотное число не более 0,3 мг КОН/г; отсутствие воды, видимого шлама и механических примесей; отсутствие растворенного шлама; показатели масла после окисления по методу ГОСТ 981-75: кислотное число не более 0,8 мг КОН/г, массовая доля осадка не более 0,15 %. В то же время согласно инструкции по эксплуатации нефтяных турбинных масел (РД 34.43.102-96 РАО "ЕЭС России"), применяемых в паровых турбинах, масла Тп-22С и Тп-22Б с кислотным числом более 0,15 мг КОН/г, содержащие нерастворимый шлам и (или) имеющие кислотное число после окисления более 0,6 мг КОН/г и содержание осадка более 0,15 %, подлежат замене. Стабильность по методу ГОСТ 981-75 определяют при температуре 120 "С, длительности 14 ч, расходе кислорода 200 мл/мин. При кислотном числе эксплуатационных масел 0,1-0,15 мг КОН/г, появлении в них растворенного шлама, кислотном числе после окисления более 0,2 мг КОН/г и появлении в масле после окисления следов осадка инструкцией по эксплуатации предлагается ряд мероприятий по продлению срока службы масел путем введения антиокислительной присадки.

    Инструкция по эксплуатации предусматривает также контроль за противоржавейными свойствами масла по состоянию помещенных в маслобак паровых турбин индикаторов коррозии. При появлении коррозии в масло рекомендуется ввести противоржавейную присадку. Масло Тп-30 при применении в гидротурбинах должно удовлетворять нормам: кислотное число не более 0,6 мг КОН/г; отсутствие воды, шлама и механических примесей; содержание растворенного шлама не более 0,01 %. При снижении кислотного числа эксплуатационного масла Тп-30 до 0,1 мг КОН/г и последующем его увеличении масло подлежит усиленному контролю с целью проведения своевременных мер по продлению его срока службы путем введения антиокислителя и (или) удаления из него шлама. При невозможности восстановления стабильности масла оно подлежит замене по достижении предельных показателей качества.

Ассортимент турбинных масел

    Масло Тп-22С (ТУ 38.101821-83) вырабатывают из сернистых парафинистых нефтей с применением очистки селективными растворителями. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные и деэмульгирующие свойства. Предназначено для высокооборотных паровых турбин, а также центробежных и турбокомпрессоров в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизностные свойства. Является наиболее распространенным турбинным маслом.

    Масло Тп-22Б (ТУ 38.401-58-48-92) вырабатывают из парафинистых нефтей с применением очистки селективными растворителями. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные и деэмульгирующие свойства. По сравнению с маслом Тп-22С обладает усиленными антиокислительными свойствами, большим сроком службы, меньшей склонностью к осадкообразованию при работе в оборудовании. Не имеет заменителей среди отечественных сортов турбинных масел при применении в турбокомпрессорах крупных производств аммиака.

    Масла Тп-30 и Тп-46 (ГОСТ 9972-74) вырабатывают из парафинистых нефтей с применением очистки селективным растворителем. Содержат присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные и другие свойства масел. Масло Тп-30 применяют для гидротурбин, некоторых турбо- и центробежных компрессоров. Масло Тп-46 применяют для судовых паросиловых установок с тяжелонагруженными редукторами и вспомогательных механизмов.

    Масла Т22, Т30, Т46, Т57 (ГОСТ 32-74) вырабатывают из высококачественных малосернистых беспарафинистых бакинских нефтей путем кислотной очистки. Необходимые эксплуатационные свойства масел достигаются выбором сырья и оптимальной глубиной очистки. Различаются вязкостью и областями применения. Эти масла не содержат присадок. На рынок России поступают в весьма ограниченном количестве.

    Масло Т22 имеет те же области применения, что и масла Тп-22С и ТП-22Б.

    Масло Т30 используют для гидротурбин, низкооборотных паровых турбин, турбо- и центробежных компрессоров, работающих с высокооборотными нагруженными редукторами.

    Масло Т46 применяют в судовых паротурбинных установках (турбозубчатых агрегатах) и других вспомогательных судовых механизмах с гидроприводом.

Характеристики турбинных масел

Показатели

Тп-22С

Тп-22Б

Тп-30

Тп-46

Т22

Т30

Т46

Т57

Кинематичес-
кая вязкость,
мм2/с, при
температуре:
50°С

20-23

-

-

-

20-23

28-32

44-48

55-59

40 °С

28,8-35,2

28,8-35,2

41,4-50,6

61,2-74,8

-

-

-

-

Индекс
вязкости,
не менее

90

95

95

90

70

65

60

70

Кислотное
число,
мг КОН/г,
не более

0,07

0,07

0,5

0,5

0,02

0,02

0,02

0,05

Температура, °С:
вспышки в
открытом тигле,
не ниже

186

185

190

220

180

180

195

195

застывания,
не выше

-15

-15

-10

-10

-15

-10

-10

-

Массовая
доля:
водораст-
воримых
кислот
и щелочей

Отсут-
ствие

-

Отсутствие

механи-
ческих
примесей

Отсутствие

фенола

Отсутствие

серы,%,
не более

0,5

0,4

0,8

1,1

-

-

-

-

Стабиль-
ность
против
окисления,
не более:
осадок, %
(маc. доля)

0,005

0,01

0,01

0,008

0,100

0,100

0,100

-

летучие
низко-
молеку-
лярные
кислоты,
мг КОН/г

0,02

0,15

-

-

-

-

-

-

кислот-
ное число,
мг КОН/г

0,1

0,15

0,5

0,7

0,35

0,35

0,35

-

Стабиль-
ность
против
окисле-
ния в
универ-
сальном
приборе,
не более
осадок, %
(маc доля)

-

-

0,03

0,10

-

-

-

-

кислотное
число,
мг КОН/г

-

-

0,4

1,5

-

-

-

-

Зольность
базового
масла, %,
не более

-

-

0,005

0,005

0,005

0,005

0,010

0,030

Число
деэмуль-
сации, с,
не более

180

180

210

180

300

300

300

300

Коррозия
на сталь-
ном стер-
жне

Отсутствие

-

-

-

-

Коррозия
на медной
пластинке,
группа

-

-

1

1

Отсутствие

Цвет, ед
ЦНТ,
не более

2,5

2,0

3,5

5,5

2,0

2,5

3,0

4,5

Плотность
при 20°С,
кг/м3,
не более

900

-

895

895

900

900

905

900

 

    Примечание Условия окисления при определении стабильности по методу ГОСТ 981-75

Масло

Температура, °С

Длительность

Расход кислорода, мл/мин

Тп-22С

130

24

83

Тп-22Б

150

24

50

Тп-30

150

15

83

Тп-46

120

14

200

 

    Масло для судовых газовых турбин (ГОСТ 10289-79) изготовляют из трансформаторного масла с добавлением противозадир-ной и антиокислителъной присадок. Предназначено для смазывания и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин. Характеристика масла приведена в таблице.

Характеристика масла для судовых газовых турбин

Показатели

Норма

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
50°С

7,0-9,6

20 °С

30

Кислотное число,
мг КОН/г, не более

0,02

Температура, °С:
вспышки в открытом тигле,
не ниже

135

застывания, не выше

-45

Зольность, %, не более

0,005

Стабильность
против окисления:
массовая доля осадка
после окисления, %,
не более

0,2

кислотное число,
мг КОН/г, не более

0,65

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей