Справочник масел
Трансмиссионные и гидравлические масла
Осевые масла
Осевые масла - неочищенные прямогонные продукты нефтепереработки, используемые в качестве смазочных материалов.
Основная область применения - подвижной состав железнодорожного транспорта, где их используют для смазывания шеек осей колесных пар вагонов, тепловозов с подшипниками трения скольжения.
Иногда применяют для смазывания узлов трения и некоторых малонагруженных зубчатых редукторов промышленного оборудования. Осевые масла выпускают трех марок по ГОСТ 610-72: Л - для летнего применения, 3 - для зимнего применения и С - для применения в особо холодных регионах (северных).
Характеристики осевых масел
Показатели |
Л |
З |
С |
Вязкость: |
43-60 |
>=22 |
12-14 |
динамическая |
15(-10) |
60(-30) |
0,2(0); 250(-50) |
Температура, °С: |
135 |
125 |
125 |
застывания, |
- |
-40 |
-55 |
Массовая доля, %: |
Отсутствие |
||
механических |
0,07 |
0,05 |
0,04 |
воды, не более |
Следы |
0,3 |
0,1 |
Осевые масла вырабатывают из малосернистых нафтеновых и нафтено-парафиновых нефтей, причем зимнее и северное, как правило, представляют собой дистиллятные фракции, а летнее - смесь дистиллятных фракций с остатком от прямой перегонки нефти.
Основные показатели качества осевых масел - вязкость и температура застывания, что обусловлено спецификой их применения: подача к узлам трения (к шейкам осей) осуществляется по волокнам подбивочных концов или фитилей.
Применение значительного количества осевых масел в современных условиях ни экономически, ни экологически нельзя считать оправданным. Надо полагать, что по мере более широкой замены в железнодорожной подвижной технике подшипников скольжения на подшипники качения значительно снизится большой расход этого типа нефтепродуктов.
Кроме того, в последнее время разработаны и внедряются в производство новые всесезонные осевые масла, одно из которых вырабатывается по ТУ 38.301.04-21-96.