ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Справочник масел

Масла для авиационных двигателей

Масла для газоперекачивающих агрегатов

    Газоперекачивающие агрегаты (ГПА), устанавливаемые на компрессорных станциях (КС) различного назначения, предназначены для компримирования природного газа с целью его транспортирования по магистральным газопроводам при температуре окружающей среды от -55 до +45 °С.

    ГПА различают по типу привода компрессоров (нагнетателей):

    - газотурбинные с приводом центробежных нагнетателей от стационарных газотурбинных установок (ГТУ) или от конвертированных транспортных (авиационных и судовых) газотурбинных двигателей (ГТД);

    - электроприводные (ЭГПА) с приводом центробежных нагнетателей от электродвигателей;

    - поршневые (газомотокомпрессоры), в которых поршневой компрессор выполнен как одно целое с газовым двигателем.

    Масляные системы предназначены обеспечивать смазывание подшипников и других пар трения, охлаждение узлов газоперекачиваюших установок (ГПУ), уплотнение вала нагнетателя, работу систем регулирования и защиты, а также:

    - надежную работу на всех режимах - включение, пуск и аварийная остановка при изменяющихся внешних температурных условиях;

    - охлаждение масла с минимальными затратами мощности на его прокачку;

    - пожарную безопасность;

    - отделение от масла газов, механических примесей и воды;

    - исключение образования в системе воздушных пробок;

    - прогрев масла при запуске (или при нахождении агрегата в "горячем резерве");

    - запас масла, достаточный для пробега между нагнетательными перепадами заправки;

    - минимальные расходы (потери) масла в процессе эксплуатации;

    - достаточную прочность и вибростойкость элементов системы, герметичность соединения;

    - простоту обслуживания.

Масла для ГПА со стационарными ГТУ и электроприводами

    В ГПА такого типа широко используют турбинные масла для смазывания и охлаждения подшипников скольжения нагнетателя, стационарных ГПУ, электродвигателей, зубчатых муфт, торсионного вала, а также для обеспечения постоянного превышения давления масла по сравнению с давлением газа на всех режимах работы агрегата с целью исключения прорыва газа из нагнетателя в контейнер турбоагрегата.

    Масло в нагнетателе выполняет две функции:

    1) смазывает (и охлаждает) опорные и упорные подшипники ротора;

    2) уплотняет радиальные зазоры между ротором и статором нагнетателя для ограничения утечек газа в атмосферу.

    В современных турбоагрегатах масла работают при повышенных температурах в циркуляционных системах, где к маслу имеется свободный доступ воздуха, а кроме того возможно попадание воды. В связи с этим качество газотурбинных масел определяют такие показатели, как стабильность против окисления, склонность к эмульгированию и вспениванию, способность защищать металлические поверхности от коррозии.

    Одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик газотурбинных масел - стабильность против окисления и способность сохранять ее в условиях длительной эксплуатации в широком интервале температур. От этого зависит работоспособность масла и срок его службы.

    Для смазывания нагнетателей применяют взаимозаменяемые масла Тп-22с и Тп-22Б.

Масла для газомотокомпрессорных ГПА

    Газомоторный компрессор (ГМК) представляет собой агрегат, состоящий из поршневого газового двигателя (силовой части) и поршневого компрессора, соединенных между собой общим коленчатым валом и рамой.

    Смазочная система двигателей ГМК необходима для уменьшения сил трения и износа поверхностей, а также для отвода тепла, выделяющегося при трении, для охлаждения силовых поршней, удаления металлических и неметаллических частиц из зазоров, создания максимальной герметичности между поршнем и цилиндром, в сальниковых уплотнениях и других узлах агрегата (при нормальных зазорах).

    К маслу, предназначенному для газовых двигателей, предъявляют следующие требования:

    - высокая стабильность, обеспечивающая длительную работу масла без замены;

    - отсутствие золы, вызывающей перебои в работе запальных свечей, приводящей к калильному зажиганию, задиру цилиндровых втулок и забиванию продувочных окон;

    - хорошие противоизносные свойства, обеспечивающие длительную работу двигателя до ремонта;

    - высокие моющие свойства, устраняющие отложение лака и нагара на деталях двигателя.

    Температура вспышки масла, применяемого для компрессоров, должна быть на 20-50 °С выше температуры нагнетания.

    В поршневых компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Основным эксплуатационным свойством масел, влияющим на долговечную, эффективную и безопасную работу комрессоров, является их стабильность и способность предотвращать или сводить к минимуму коксообразные отложения в нагнетательных линиях компрессоров. Причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах, обычно является образование твердых продуктов распада и уплотнение масла при его эксплуатации.

    Наиболее оптимальным, удовлетворяющим требованиям к смазке газомотокомпрессоров, является масло МС-20.

    Масло МС-20 - остаточное, селективной очистки, вырабатывается из малосернистых парафиновых и беспарафиновых нефтей. Характеризуется высокой вязкостью, хорошими смазывающими свойствами, отличной адгезией, температурой вспышки выше 265 °С, но недостаточными низкотемпературными свойствами, что исключает его хранение в зимних условиях Севера и Сибири на открытых площадках, так как для его перекачки на компрессорной станции требуются специальные мощные насосы.

    Широкое применение в газомотокомпрессорах нашло масло МГД-14м, разработанное взамен масла МС-20.

    Масло МГД-14м (ТУ 38.101930-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит специальную композицию присадок. Предназначено для смазывания двигателей и компрессорной части газомотокомпрессоров типов 8ГК, 8ГКМ, 10ГКМ, 10ГКН и аналогичных им агрегатов, работающих на природном газе. Это масло применимо и в циркуляционной, и в лубрикаторной смазочных системах газомотокомпрессоров.

Физико-химические свойства масла МГД-14м

Показатели

МГД-14м

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С, не менее

13,5-15,5

Индекс вязкости, не менее

90

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

2,0

Зольность сульфатная, %

0,2

Коррозионность на
пластинках из свинца,
г/м2, не более

10

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

215

застывания, не выше

-15

Массовая доля, %:
механических примесей,
не более

0,015

воды

Следы

Цвет (разбавление 15:85),
ед. ЦНТ, не более

4,0

Степень чистоты,
мг/100 г,
не более

400

Стабильность по индукционному
периоду осадкообразования,
ч, не менее

35

 

Масла для ГПА с приводом от конвертированных авиационных или судовых ГТД

    Все большее распространение получают ГПА, в которых в качестве приводов используются конвертированные авиационные или судовые газотурбинные двигатели, имеющие одну общую особенность: каждый такой привод состоит из двух отдельных модулей.

    Первый модуль, представляющий собственно модификацию базового двигателя, называют газогенератором. Второй модуль - свободная (или силовая) турбина (СТ), приводящая во вращение нагнетатель ГПА.

    Выбор того или иного сорта масла для ГТД определяется теплонапряженностью элементов его конструкции, контактирующих с маслом.

    Применяемое масло должно иметь достаточную термическую и термоокислительную стабильность. Оно не должно разлагаться (с испарением легких фракций и выпадением из него смолистых веществ) при контакте с наиболее нагретыми стенками масляных полостей привода через уплотнения вращающихся валов.

    Масла, применяемые для смазывания ГТД, должны отвечать таким же требованиям, как и масла для авиационных турбореактивных двигателей.

    Среди нефтяных масел наиболее широкое применение получили авиационное масло МС-8п, МС-8гп и масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-70. Применяют также рабочеконсервационное масло МС-8рк.

    Масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-79 рекомендовано для использования в некоторых ГПА, разработанных на базе судовых газовых турбин. Его изготовляют на основе трансформаторного масла из сернистых или малосернистых нефтей с добавлением антиокислительной и противоизносной присадок.

Физико-химические свойства масла для судовых газовых турбин

Показатели

Нормы по ГОСТ 10289-79

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
50 °С

7,0-9,6

Индекс вязкости, не менее

40

Кислотное число,
мг КОН/г, не более

0,02

Зольность, %, не более

0,005

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

135

застывания, не выше

-45

Стабильность против
окисления (170 °С, 50 ч):
массовая доля осадка
после окисления,
%, не более

0,20

кислотное число
окисленного масла,
мг КОН/г, не более

0,65

Содержание водорастворимых
кислот и щелочей,
механических примесей
и воды

Отсутствие

Натровая проба,
оптическая плотность
(кювета 10 мм),
не более

2

Прозрачность масла
без присадки при 5 °С

Прозрачное

Цвет, ед. ЦНТ, не более

1,5

Плотность при 20 °С,
кг/м3, не более

905

 

    Масло МС-8гп (ТУ 0258-003-4006542-97) разработано на базе масла МС-8п, но технология получения базового компонента, температура застывания которого -45 °С (в отличие от -55 °С для масла МС-8п), более простая; комплекс присадок сохранился прежним. Масло МС-8гп предназначено для использования только в газотурбинных двигателях ГПА.

    Для смазывания теплонапряженных перспективных двигателей типа НК-36СТ, АЛ-31СТ предназначены высококачественное масло Петрим по ТУ 38.401939-92 и углеводородное масло ИПМ-10 по ТУ 38.1011299-90.

    Наличие нескольких сортов масел для смазывания нагнетателей и приводов с авиационными и судовыми двигателями в составе ГПА создает технические сложности при эксплуатации и экономически не эффективно. Создание и применение унифицированного масла позволит улучшить обеспечение и обслуживание ГПА, решит ряд экономических вопросов, повысит надежность работы КС. Как универсальное можно рассматривать масло Эридан для смазывания ГТД и трансмиссии самолетов и вертолетов.

Физико-химические свойства масел МС-8гп, Петрим, Эридан

Показатели

МС-8гп

Петрим

Эридан*

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
100 °С, не менее

8,0

3,0

7,0**

-40 °С, не более

4000

5500

Не нормируется,
определение
обязательно

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

-

170

190

вспышки в закрытом
тигле, не ниже

145

-

-

застывания, не выше

-45

-50

-50

Кислотное число,
мг КОН/г, не более

0,05

0,05

0,2

Массовая доля серы,
%, не более

0,6

-

-

Зольность, %, не более

0,008

-

-

Испаряемость в чашечках
в течение 3 ч:
потери от испарения, %:
при 150 °С, не более

10,0

-

-

при 175 °С

-

Не нормируется,
определение
обязательно

вязкость после испарения,
мм2/C, при -40 °С, не более

5000

Не нормируется,
определение
обязательно

Трибологические
характеристики на ЧШМТ:
критическая нагрузка
при 20 °С, Н, не менее

500

600

600

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н, мм,
не более

0,5

0,35

0,8

Термоокислительная
стабильность в
течение 50 ч***
кинематическая
вязкость после
окисления, мм2/с,
не более,
при температуре:
100°С

-

5,0

9,0

50 °С

10,0

-

-

-40 °С

5500

7000

13000

кислотное число
после окисления,
мг КОН/г, не более

0,7

2,5

1,0

массовая доля осадка,
нерастворимого
в изооктане, %,
не более

0,15

0,15

-

коррозия на пластинках
после окисления,
мг/см2:
стальШХ15

Отсутствие

алюминиевый сплав АК4

Отсутствие

медь М1 или М2

+0,2

± 0,2

Отсутствие

Плотность при 20 °С, кг/м3

<=865

>=820

Не нормируется

Цвет, ед. ЦНТ, не более

1,5

-

-

    * Стабильность вязкости после озвучивания на ультразвуковой установке УЗДН-1 в течение 15 мин: относительное снижение вязкости после озвучивания не более 3 %.

    ** Вязкость масла Эридан зависит от требований заказчика к качеству и может составлять от 3 до 8 мм2/с при 100 °С.

    *** Для масла марки МС-8гп - при 150 °С, для масел Петрим и Эридан - при 175 °С.

    Примечание. Для всех масел содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды, механических примесей - отсутствие.

 

    Масло Эридан (ТУ 38.401829-90) обладает высоким уровнем термической (370 °С) и термоокислительной (180-200 °С) стабильности, трибологических характеристик (противоизносных, антифрикционных и противозадирных), а также хорошими антикоррозионными свойствами (не хуже, чем у масла МС-8рк).

    Рекомендации по применению конкретных марок масел для авиационных и судовых ГТД в приводах ГПА подробно изложены в книге "Смазочные масла для приводов и нагнетателей газоперерабатывающих агрегатов (авторы: А.Ф. Хурумова, Т.И. Назарова, А.Е. Троянов и др.; М.: 1996).

    При подборе масла для конкретных изделий авиационной техники кроме основных характеристик, приведенных в нормативно-технической документации, требуются данные по вспениваемости и совместимости с другими маслами и конструкционными материалами (резинами, покрытиями и др.), по коррозионному воздействию на различные металлы и сплавы, токсокологические и санитарно-гигиенические, теплофизические, электрические характеристики, сведения о зарубежных аналогах и др.

    В таблицах ниже приведены некоторые дополнительные данные по авиационным маслам различных типов.

Смазывающие свойства авиационных масел (ГОСТ 9490-75)

Марка масла

Критическая нагрузка, Н

Показатель износа*, мм

ИПМ-10

710

0,35

36/1КУА

790

0,50

ВНИИНП-50-1-4ф

840

0,4

ВНИИНП-50-1-4у

750

0,45

ПТС-225

900

0,5

ВТ-301

900

1,10

МС-8п

500

0,5

МС-8рк

500

0,5

Б-ЗВ

890

0,45

ЛЗ-240

890

0,5

МН-7,5у

840

0,5

ВНИИНП-25

500

0,7

    * При осевой нагрузке 196 Н и температуре (20 ± 5) °С.

 

Совместимость масел для авиационных газотурбинных двигателей

Марка масла

МС-8п

МС-8рк

ЛЗ-240

Б-ЗВ

ИПМ-10

ВНИИНП
-50-1-4ф

ВНИИНП
-50-1-4у

ПТС-225

ВТ-301

МС-8п

 

C

-

-

C

C

C

-

-

МС-8рк

C

 

-

-

C

C*

C*

-

-

ЛЗ-240

-

-

 

C

C

-

-

C*

-

Б-ЗВ

-

-

C

 

C*

-

-

C*

-

ИПМ-10

C

C

C

C*

 

C

C

-

H

ВНИИНП
-50-1-4ф

C*

C*

-

-

C

 

C

-

-

ВНИИНП
-50-1-4у

C*

C*

-

-

C

C

 

-

-

ПТС-225

-

-

C*

C*

-

-

-

 

-

ВТ-301

-

-

-

-

H

-

-

-

 

    Принятые сокращения: С - масла совместимы, при замене масла промывка смазочной системы заменяемым маслом не требуется; срок эксплуатации смеси масел определяется наименьшим сроком эксплуатации одного из компонентов (до первой замены);

    С* - масла смешиваются, но эксплуатационные свойства смеси хуже свойств каждого из смешиваемых масел; при замене требуется однократная промывка маслосистемы заменяемым маслом;

    Н - масла несовместимы, при замене масла требуется двукратная промывка маслосистемы заменяемым маслом;

    Прочерк означает, что смеси не исследовались.

Примечание. Минеральное масло МН-7,5у совместимо с маслосмесями.

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей