Справочник масел
Котельное и печное топлива
Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных
печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках.
К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по
ГОСТ 10585-99, к тяжелым моторным топливам - флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ
10585-99.
В общем балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного
происхождения.
Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках
небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в
теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для
приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.
Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых
топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями
качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры
застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.
Ассортимент, качество и состав.
Стандарт на котельное топливо - ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырех
его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются
как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 - как среднее и марки 100 -
тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок
мазутов при 50 °С.
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки
нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют
8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не
добавляют.
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых
энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они
обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических
примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский
мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в
большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с
добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22
% керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля
каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают
в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными
отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию
серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12
°ВУ против 5 °ВУ).
Характеристики мазута (ГОСТ 10585-99) |
|||||
Показатели |
Марка топлива |
||||
Ф-5 |
Ф-12 |
40 |
100 |
|
|
1. Вязкость при 50 °С, не более: |
|||||
условная, °ВУ |
5,0 |
12,0 |
- |
- |
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с |
36,2 |
89,0 |
- |
- |
|
2. Вязкость при 80 °С, не более: |
|||||
условная, °ВУ |
- |
- |
8,0 |
16,0 |
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с |
- |
- |
59,0 |
118,0 |
|
3. Вязкость при 100 °С, не более: |
|||||
условная, °ВУ |
- |
- |
- |
6,8 |
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с |
- |
- |
- |
50,0 |
|
4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более |
2,7 |
- |
- |
- |
|
5. Зольность, %, не более, для мазута: |
|||||
малозольного |
- |
- |
0,04 |
0,05 |
|
зольного |
0,05 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
|
6. Массовая доля механических примесей, %, не более: |
0,10 |
0,12 |
0,5 |
1,0 |
|
7. Массовая доля воды, %, не более: |
0,3 |
0,3 |
1,0 |
1,0 |
|
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
||||
9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов: |
|||||
I |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
|
II |
1,0 |
0,6 |
1,0 |
1,0 |
|
III |
- |
- |
1,5 |
1,5 |
|
IV |
2,0 |
- |
2,0 |
2,0 |
|
V |
- |
- |
2,5 |
2,5 |
|
VI |
- |
- |
3,0 |
3,0 |
|
VII |
- |
- |
3,5 |
3,5 |
|
10. Коксуемость, %, не более |
6,0 |
6,0 |
- |
- |
|
11. Содержание сероводорода |
Отсутствие |
- |
- |
- |
|
12. Температура вспышки, °С, не ниже: |
|||||
в закрытом тигле |
80 |
90 |
- |
- |
|
в открытом тигле |
- |
- |
90 |
110 |
|
13. Температура застывания, °С, не выше |
-5 |
-8 |
10; 25* |
25; 42* |
|
14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов: |
|||||
I, II, III и IV |
41454 |
41454 |
40740 |
40530 |
|
V, VI и VII |
- |
- |
39900 |
39900 |
|
15. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
955 |
960 |
Не нормируется. Определение обязательно |
- |
|
* Для мазута из высокопарафинистых нефтей |
|
||||
Примечания.
|
|
Печное топливо.
Печное бытовое топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и
вторичного происхождения - дистиллятов термического, каталитического крекинга и
коксования. Характеристика топлива в соответствии с ТУ 38. 101656-87 приведена
в таблице. По фракционному составу печное бытовое топливо может быть несколько
тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (до 360 °С перегоняется до 90 %
вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при 20 °С против 3,0-6,0
мм2/с дизельного). В нем не нормируются цетановое и йодное числа, температура
помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе - до
1,1 %. В период с 1 апреля по 1 сентября допускается производство топлива с
температурой застывания не выше - 5 °С.
Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности
применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с
винилацетатом.
Характеристики печного бытового топлива (ТУ 38.101656-87)(ГОСТ 10585-99) |
||||
Показатели |
Значения |
|
|
|
Фракционный состав: |
|
|
|
|
10 % перегоняется при температуре, °С, не ниже |
160 |
|
|
|
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
360 |
|
|
|
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, не более |
8,0 |
|
|
|
Температура застывания, °С, не выше |
|
|
|
|
в период с 1 сентября по 1 апреля |
-15 |
|
|
|
в период с 1 апреля по 1 сентября |
-5 |
|
|
|
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
45 |
|
|
|
Массовая доля серы, %, не более: |
|
|
|
|
в малосернистом топливе |
0,5 |
|
|
|
в сернистом топливе |
1,1 |
|
|
|
Испытание на медной пластинке |
Выдерживает |
|
|
|
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5,0 |
|
|
|
Зольность, %, не более |
0,02 |
|
|
|
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |
0,35 |
|
|
|
Содержание воды |
Следы |
|
|
|
Цвет |
От светло-коричневого до черного |
|
|
|
Плотность при 20 °С, кг/м3 |
Не нормируется, определение обязательно |
|
|
|
Примечания. |
|
|
|
Другие документы: