ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

ИСТОРИЯ МОТОЦИКЛА

НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

Что такое современный мотоцикл? Великолепная игрушка, "машина, настолько совершенная, что на ней просто жалко ездить" (но выражению сотрудника немецкого журнала "Моторрад"), - для жителей Японии, Европы, Северной Америки. И надежное, неприхотливое транспортное средство - для всего остального мира. Причем, хотя за последние три десятилетия несметное число публикаций уверяло, что мотоцикл окончательно утратил транспортную функцию, превратившись в машину для развлечения, для миллионов жителей Индии, РОССИИ и Китая он остается единственной альтернативой общественному транспорту - и, учитывая масштабы мотоциклетного бума в азиатских странах, мотоциклов-трудяг в мире гораздо больше, чем мотоциклов-игрушек.

Каким сгал мотоцикл к исходу XX века? Прежде всего отметим, что конструкция мотоцикла - "рабочей лошадки" на удивление стабилизировалась: за последние тридцать лет практически мало что изменилось (это не относится к мотороллерам, которые в последнее десятилетие стали основным городским транспортом во многих крупных городах Азии и Европы). А во-вторых, конструкции мотоциклов невероятно диверсифицировались - теперь уже не представляется возможным создавать некий обобщенный портрет "мотоцикла вообще", необходимо указывать, о какой именно категории мотоцикла идет речь.

Итак, мотоцикл дорожный в своем крайнем выражении - так называемый "спортбайк". Диагональная рама, состоящая из двух мощных элементов, идущих по диагонали от рулевой колонки к узлу крепления маятника задней подвески. Материал - сталь или алюминиевый сплав. Передняя вилка - часто "перевернутого" типа, то есть диаметр верхних труб больше, чем нижних, - такое решение позволяет- увеличить жесткость вилки на скручивание, одновременно уменьшив неподрессоренную массу. Задняя подвеска - с центральным моноамортизатором и рычажным механизмом, обеспечивающим прогрессивность действия (то есть жесткость подвески возрастает при удалении колеса oт среднего положения не но линейному закону, а но прогрессии). Колеса - литые из легкого сплава. Тормоза - обязательно дисковые с гидроириводом. Двигатель - oт 250 см3 и выше, четырехтактный, двух- или четырехцилиндровый, с жидкостным охлаждением, двумя верхними распределительными валами и четырехклапанными головками цилиндров. Каждый цилиндр имеет свои карбюратор, системы впрыска топлива пока не нашли такого широкого применения, как на автомобильных двигателях. Пяти- или шестиступенчатая коробка передач выполнена в блоке с двигателем, передача на заднее колесо - открытой цепью с защищенными шарнирами. В кубатурах до 250 см3 включительно применяются так-же двухтактные двигатели, но очень форсированныеe и сложные по конструкции - лепестковые клапаны на впуске, регулируемые клапаны и резонансные камеры на выпуске, раздельные системы смазки, жидкостное охлаждение. А весь мотоцикл заключен в пластиковый обтекатель, весьма напоминающий применяемый на гоночных машинах.

Но "спортбайк", хотя до сих пор бьет все рекорды популярности в развитых промышленных державах, все же не исчерпывает все многообразие дорожных мотоциклов. Мотоциклы классического облика, кроме отвращения к обтекателям, отличаются также и традиционными рамами из стальных труб, менее "технологичными" двигателями; не редкость в этой категории и воздушное охлаждение, и двухклапанные головки цилиндров. Весьма популярные в последнее время мотоциклы в стиле "ретро" обязательно имеют заднюю подвеску классического типа с двумя амортизаторами. Для мотоциклов этой категории популярны четырехтактые двигатели уже в классе 125см3.

Еще одна особая разновидность дорожных мотоциклов - чопперы. Обладая собственным, легко узнаваемым обликом - высокие "рогатые" рули, каплевидные бензобаки, седло с высокой "ступенькой" для пассажира, широченная задняя шина, - в техническом отношении они мало отличаются от мотоциклов классического характера. Отметим лишь их особую любовь к двухцилиндровым V-образным четырехтактным двигателям.

Особая специфическая группа - туристические мотоциклы. Их внешний вид определяет обтекатель - но не узкий и низкий, как у спортбайков, а внушительный "фартук", с высоким ветровым стеклом. В обтекатель встроены запираемые карманы для мелких вещей и радиоаппаратуры, а заднюю часть мотоцикла украшают три внушительных кофра - верхний и два боковых. Туристические мотоциклы отличаются двигателями большого - свыше 750 см3 - рабочего объема, в заднюю подиеску часто введены пневмоэлементы для ее регулировки на ходу.

Противоположный сектор дорожных мотоциклов - мотороллеры. Основу составляет рама, сваренная из комбинации трубчатых и штампованных стальных элементов; на раму навешена пластмассовая облицовка. Передняя вилка - короткорычажная или телескопическая, рычагом задней подвески служит обычно кожух трансмиссии. Тормоза барабанные, но в последнее время все чаще применяются и дисковые. Двигатели - одноцилиндровые, двухтактные, с лепестковыми клапанами на впуске, раздельной системой смазки и принудительным воздушным охлаждением от вентилятора. В кубатурах от 125 см3 и выше (верхняя планка для мотороллеров - 250 см3) применяются также четырехтактные двигатели. Через автоматическое центробежное сцепление двигатель соединен с автоматическим клиноременным вариатором, изменяющим передаточное отношение в зависимости от скорости и нагрузки.

Электророллер "Хонда CW Canopy" 1991 года

Мотоциклы двойного назначения, часто называемые "эндуро", имеют свои черты конструкции. Рама - стальная, трубчатая, телескопическая вилка спереди ("перевернутая" на мотоциклах спортивного характера), сзади - подвеска с центральным моноамортизатором и прогрессивной характеристикой. Колеса - на проволочных спицах, тормоза - дисковые, с гидроприводом. Двигатели - одноцилиндровые, двухтактные, с жидкостным охлаждением, лепестковыми клапанами на впуске, регулировкой выпуска на машинах спортивного характера в категории до 250 см3. Более высокие кубатуры и мотоциклы категорий 125 и 250 см3 с менее спортивными амбициями - с четырехтактными двигателями. Причем из-за специфики требований - необходима достаточно гибкая характеристика, немаловажна также малая ширина двигателя в нижней части - очень распространены одноцилиндровые двигатели, вплоть до 800 см3 рабочего объема. Двухцилиндровые двигатели характерны лишь ддя "эндуро для путешествий", которые используются, как правило, на плохих дорогах, а не на настоящем бездорожье.

Мотовездеходы (AТV) отличаются мощной стальной рамой, передней подвеской на поперечных рычагах, напоминающей автомобильную, задней подвеской с центральным моноамортизатором и неразрезной осью и четырьмя колесами, обутыми и широкопрофильные шины низкого давления. Привод на колеса - у самых тяжелых машин на все четыре - чаще карданными валами. Двигатели - одноцилиндровые, четырехтактные, с верхним распределительным валом и воздушным охлаждением. Двухтактные двигaтели применяются либо на совсем легких магазинах, либо на предназначенных для соревноианий.

Ра зумеется, приведённые "портреты" современных мотоциклов отражают лишь самые типичные черты и исключений более чем достаточно. Большое рачнообрачие вносят традиции отдельных фирм, не говоря уже о конструкциях, уходящих корнями в "седую древность".

Но это мотоцикл современный. Каким ему быть в новом тысячелетии? Возможный ответ на этот вопрос - экспериментальные прототипы, демонстрировавшиеся на мотоциклетных выставках последних лет.

Если говорить об общих тенденциях - то главная из них проявляется в том, что мотоцикл становится более "дружелюбным" и к водителям, и к окружающей среде. Чрезвычайно популярной становится идея мотоцикла, "приспосабливающегося" к своим седокам за счет чрезвычайно широких диапазонов регулировок руля, подножек, обтекателя. С другой стороны, мотоцикл активно насыщается электронными устройствами, стремящимися "предугадать" каждое желание водителя и берущими на себя функции рутинного управления - чтобы седок мог полностью от даться наслаждению от езды. "Дружелюбность к природе" проявляется в том, что многие прототипы оснащены системой впрыска топлива и регулируемыми каталитическими нейтрализаторами, снижающими токсичность выхлопных газов. Очень популярна среди двухколесных прототипов и тема электропривода. Много стараний конструкторы прилагают и для снижения уровня шума.

Каким может стать дорожный мотоцикл уже в ближайшем будущем, демонстрирует экспериментальная "Ямаха Morpho II", оснащенная стандартным четырехцилиндровым 400-кубовым двигателем. Двигатель же служит и основным несущим элементом конструкции - все остальные узлы крепятся через небольшие подрамники. Передняя подвеска - рычажная, с консольным креплением колеса. Тормоза оснащены антиблокировочной системой подвески, регулируются компьютером. Эта система уже прошла "проверку боем" на гоночных мотоциклах "Ямаха". Оба колеса управляемы - заднее колесо поворачивается в ту же сторону, что и переднее, на высоких скоростях, увеличивая скорость перестроения, и в противоположную - на малых скоростях, уменьшая радиус поворота. Мотоцикл насыщен электроникой, причем с бортовым компьютером можно общаться в режиме диалога. Элементы обтекателя, седло (каждая подушка в отдельности), руль и подножки имеют регулировку в широких пределах.

"Сузуки XF5" 1991 года

Куда футуристичнее проект фирмы "Хонда". Ее экспериментальный дорожио-спортиный мотоцикл отдалённого будущего оснащен электродвигателем со сверхпроводящими обмотками, за счет чего обеспечиваются высокие динамические показатели и достаточный запас хода (правда, ещё неизвестно, когда удастся получить сверхпроводимость при обычной температуре). Да и внешний вид мотоцикла "Хонда ES-21" далек от традиционного. Колеса даже не имеют ступиц - привод обоих колес осуществляется на зубчатые венцы на ободах. В качестве городского транспорта будущего все дизайнеры мира видят мотороллер с элекроприводом - такие проекты показали не только японские компании "Хонда", "Ямаха" и "Сузуки", но даже и далекая от утилитарного транспорта немецкая фирма БМВ. Электророллеры будущего представляются их создателям не менее комфортабельными, чем автомобили, - многие проекты имеют сиденья со спинками и крышу над головой. Мотоциклы для бездорожья, по мысли их создателей, получат в будущем привод на оба колеса. Прогулочно-развлекательный "Сузуки XF4" имеет 125-кубовый двухтактный двигатель, бесступенчатую автоматическую коробку передач, рычажную переднюю подвеску и привод к колесам, обутым в широкопрофилъные шины, цепными передачами. Более спортивная "Сузуки XF5", оснащенная 200-кубовым двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением, имеет переднюю телескопическую вилку, поэтому привод на переднее колесо сделан более сложным: от двигателя цепная передача идет к промежуточному редуктору, установленному на верхней трубе вилки, а к ступице колеса привод осуществляется телескопическим валом, который может изменять свою длину в соответствии с ходом вилки.

"Хонда Mantis" 1991 года

Чтобы "не усложнять" дело введением громоздких механических трансмиссий, фирма "Хонда" применила гидростатический привод к обоим колесам. Трансмиссия контролируется бортовым компьютером, который способен по команде водителя изменять соотношение подаваемого к колесам крутящего момента. Этот же компьютер регулирует и жесткость подвесок. Гидромоторы в ступицах мотоцикда "Хонда Mantis" могут действовать так же, как и тормоза.

Таковы несколько направлений, в которых может развиваться конструкция мотоцикла в ближайшем будущем. Некоторые особенности, характерные для этих прототипов, уже начинают появляться и на серийных мотоциклах: например, бортовые компьютеры и новые схемы рычажных подвесок переднего колеса. Впрочем, достаточно популярны и традиционные схемы - как показывает модный в последние годы стиль "ретро". Как бы то ни было, но будущее обещает, что мотоцикл по-прежнему останется любимой лошадкой для миллионов мотоциклистов во всем мире.





АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей