ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Автобусы

Парк автобусов России стал сокращаться. Если в 1991 году он состоял из 147 тысяч машин, то в 1992-м уменьшился до 134 тысяч, в 1993-м сократился до 129 тысяч и в 1994-м — до 124 тысяч единиц. На городских пиниях в 1993 году 30 % автобусов подлежали списанию, но все еще работали. Производство новых машин не росло, в то время как продолжалась их естественная убыль за счет износа, в результате аварий, отсутствия запчастей. Покрыть ее выпуском новых машин не удавалось, и поэтому пришлось компенсировать убыль импортом. В 1992 и 1993 годах Россия ввезла соответственно 4,3 и 3,6 тысяч автобусов. Этого количества оказалось недостаточным, и в 1994 и 1995 годах ввоз заметно увеличился — соответственно 8,2 и 8,9 тысячи машин.

Отечественные автомобильные заводы всегда использовали узлы и агрегаты грузовых автомобилей. Пожар на заводе двигателей КамАЗ, прекращение выпуска бензиновых V-образных двигателей ЗМЗ, отказ от импорта из Венгрии задних мостов "Раба" привели к прекращению поставок этих узлов на автобусные заводы. Новые дизели ГАЗ воздушного охлаждения оказались малопригодными для автобусов КАвЗ и ПАЗ, самых массовых в стране, поскольку имели недопустимо высокий уровень шума.

Единственный производитель больших городских автобусов ЛиАЗ, не имея поставок двигателей и задних мостов, прекратил выпуск комплектных машин и начал поставки комплектов деталей. Из них на 20 заводах, объединенных в ассоциацию "Автобус", ведется сборка машин ЛиАЗ-5256. В нее входят предприятия в городах Яхрома, Волгоград, Волжский Бор, Тосно, Давыдово, Сургут, Кемерово и др. Эти предприятия используют разные двигатели, отечественные и импортные — КамАЗ, МАН, "Камминс", "Катерпиплар", ЯМЗ, "Барнауптрансмаш".

Группа заводов в Благовещенске, Рыбинске, Перми, Энгельсе освоила производство модели "4216", разработанную фирмой "Альтерна". У нее — технологически очень простой кузов (23 места для сиденья и 90 общих), задний мост производства ЗИЛ, двигатель — КамАЗ.

Завод МАРЗ в Мичуринске взял за основу модель "4219", разработанную во Львове. Несколько предприятий в Калуге, Туле, Кургане и Москве принялись за сборку "Икарусов". Но заметного успеха добился, однако, лишь Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) в Москве. Там с 1994 года налажена сборка сочлененных "Икарусов" моделей "280" и "435".

Идея постройки автобусов "Росскан", выдвинутая в 1993 году, предусматривала установку отечественного кузова модели "5263" на шведское шасси "Скания". Она пока не реализовалась. Но расположенный в подмосковном Гопи-цыно завод ГопАЗ с 1996 года начал делать автобусы по той же схеме: кузов модели АКА-5225 (38/128 мест) на шасси "Мерседес-Бенц". Кроме этой машины с 1995 года Гол A3 изготовляет сочлененные городские автобусы АКА-6226 (38/204 места) с 250-сильным дизелем "Мерседес-Бенц".

Сочлененные автобусы отечественной конструкции включены в производственную программу заводов ЛиАЗ (модели "6220" и "6212"), Я A3 в Яхроме (модель "6211") и СВАРЗ в Москве (модель "6220").

За выпуск городских автобусов, на которые существует повышенный спрос, взялись предприятия, которые ранее не были связаны с этим видом автомобилей. Так, их производство начал МАЗ, который взял за основу конструкцию "Неоппан" и изготовляет модели "101" (24/100 мест) с 1994 года и "104" с 1997 года. Другой завод грузовых автомобилей создал собственное автобусное производство, которое выделилось в самостоятельный Челнинский автобусный завод (ЧепАЗ). Его модели - "5262" и "5281".

Яхромский автобусный завод (ЯАЗ), как многие другие предприятия, взял за основу конструкцию городского автобуса, созданную в свое время ВКЭИавтобуспромом. Но он внес в нее существенные изменения, установив силовой агрегат не сзади, а над попом кузова (дизель "Раба"). Эта машина (ЯАЗ-5267) рассчитана на перевозку 130 пассажиров, в том числе 21 сидящего.

В 1992 году очередную попытку создать собственный городской автобус предпринял КамАЗ, но его модель "5254" так и осталась опытным образцом.

Львовский автобусный завод (ЛАЗ), по существу лишенный поставок из России двигателей, обратил взоры к зарубежным поставщикам. Его городская модель "52523" на 120 пассажиров (24 — сидящих) укомплектована дизелем "Рено", а междугородная "52075" — дизелем МАН.

Междугородные и туристические автобусы Россия импортировала и в небольших количествах изготовляла сама. ГолАЗ с 1994 года начал собирать высокопалубные туристические машины "Мерседес-Бенц-0303" на 49 мест с 295-сильным двигателем. Главным же изготовителем таких машин в рамках бывшего СССР оставался ЛАЗ. Он выпускал с 1993 года ЛАЗ-42071 на 41 место, а также (с 1994 года) ЛАЗ-52072 на 49 мест.

Из числа опытных изделий заслуживают внимания ПАЗ-793207 (1993 г.) и "Волжанин-5268" с дизелем "Катерпиплар".

Вахтовые автобусы стали в девяностые годы специализацией Нефтекамского автомобильного (по существу — кузовного) завода. Его 24-местная модель "42111" монтируется на двухосное шасси КамАЗ-4326, а 29-местная модель "42116" - на шасси "Урал-43206" (тоже полноприводное, двухосное). Тем не менее, в том же направлении стал работать Курганский автобусный завод (КАвЗ). Одна его машина (КАвЗ-32781) предназначена для ремонтников и вахтовых нефтепромысловых бригад: восьмиместная кабина, бортовая платформа на 2 тонны груза и гидроманипулятор "Хиаб". Другая машина, КАвЗ-32785 — без манипулятора, но с 12-местной кабиной. Оба автомобиля — полноприводные.

И та, и другая машины унифицированы с автобусом КАвЗ-3275, салон которого вмещает 24 пассажира. Он выпускается с 1993 года малыми партиями как с одной ведущей осью (базовая модель "3275"), так и с двумя (КАвЗ-32752), в 9-местном "пкжсном" варианте и унифицированном с ним "3272", снабженным лонжеронной рамой.

Кузов "3275" в сочетании с шасси МАН, оснащенным 155-сильным дизелем МАН, образовал новую модель КАвЗ-3276. Это еще одно предложение завода КАвЗ, который, освободившись от диктата бывшего Минавтопрома в модельной политике, ищет собственный путь развития. Он пытается наладить сборку "икарусов", предлагает конструкцию кузова для малого автобуса (КАвЗ-32441) на базе "Бычка", берется за автобусы нетрадиционного назначения, но пока держится своей основной модели "39763". Она стоит на производстве с 1996 года и сохранила конструкцию КАвЗ-3976, но вместо бензинового двигателя ЗМЗ-511.10 мощностью 115л. с.(на нем уже устанавливается 11 6-сильный дизель ГАЗ-5441. Длиннобазная же модификация КАвЗ-39765, у которой благодаря удлиненному кузову в салоне — 29 пассажирских мест, снабжается пока мотором ЗМЗ-511.10. Есть еще одна разновидность такого автобуса (КАвЗ-39769) на 34 места.

Если основная продукция КАвЗа — малые автобусы капотного типа, то ПАЗ (тоже на узлах и агрегатах ГАЗ) выпускает машины вагонного типа. Его две новые модели — пассажирская "3207" и грузопассажирская "3205-20" — появились годом позже.

Наибольший хозяйственный интерес представляет микроавтобус ГАЗ-3221, серийно выпускаемый с 1996 года на базе "Газели". Эта красивая современная машина изготовляется в нескольких вариантах: ГАЗ-3221 на 9 мест, ГАЗ-32212 на 7 мест, ГАЗ-32213 на 14 мест, грузопассажирский автомобиль ГАЗ-2705-Комби. Многие малые автобусные заводы взялись поставлять на рынок свои модификации ГАЗ-3221. Так поступают Семеновский авторемонтный завод ("Семар-3234"), Бийский машиностроительный завод ("Бикас-30"), фирма "Псковавто" ("Пскова-2214"), фирма "Автокубань" ("Кубань-3232") и другие. Тюнинговые фирмы тоже не остались в стороне, и в 1997 году появился микроавтобус "ГАЗ-3221 -Грань" и другие вариации на ту же тему.

В этой ситуации прототип микроавтобуса "РАФ-Стипс", созданный совместно с английской дизайнерской фирмой "Ай-Эй-Ди", не нашел отклика на рынке.

Бесспорно, рынок автобусов в России в новых экономических условиях не успел еще насытиться, хотя предложения новых моделей довольно обширны. Далеко не все машины могут быстро быть переведены из состояния опытного образца в серийный. Тормозится такой переход отсутствием производственных возможностей в поставке необходимых узлов и агрегатов отечественного производства.





АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей