ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Легковые автомобили

Ни одна пятилетка в истории автомобилестроения нашей страны не была богата таким разнообразием моделей и модификаций, которые предлагались бы потребителям. Далеко еще не все они имели розничную цену, но все как одна предназначались для заполнения даже самых незначительных потребительских ниш на рынке. Заводы, НИИ, многочисленные тюнин-говые фирмы и малые предприятия предлагали и новые разработки, и вариации на основе уже известных моделей. Такое разнообразие обусловлено не только интересом населения к легковым автомобилям. Оно обусловлено окончанием переходного периода в экономике и становлением рыночных отношений, пусть еще в их простейшей форме.

Парк легковых автомобилей индивидуального пользования в 1992 году насчитывал 10 миллионов 157 тысяч машин, и в 1996 году вырос до 15 миллионов 815 тысяч. Он очень быстро пополнялся, и его годовой прирост в 1993 — 1996 годах стабилизировался на уровне 1 миллиона 300 тысяч в год. Это означает, что вклад российских заводов держится на уровне 650 — 750 тысяч новых автомобилей в год и примерно такое же количество (новых и подержанных) автомобилей импортируется в Россию.

Стареющие отечественные автомобили и подержанные иностранные предопределили высокую долю (48 %) в парке автомобилей в возрасте 9—1 3 лет.

Насыщенность России легковыми автомобилями по оценкам швейцарской газеты "Ауто-мобиль ревю", которая внимательно следит за развитием автомобилизации в европейских странах, выросла с 46 машин на тысячу жителей (1992 г.) до 93 машин (1995 г.). Какими бы сложными не были экономические условия в стране, бум автомобилизации России налицо. Соответственно спросу отечественные заводы, имея уже сильных конкурентов в лице официальных дилеров зарубежных фирм и торговцев иномарками, стремились выступить на рынке с интересными предложениями.

В свое время оказалась ошибкой ликвидация производства автомобилей "Чайка" на ГАЗе. Как следствие, на рынке появились разнообразные варианты моделей с удлиненной базой и повышенным уровнем комфорта. Эти машины (НАМИ-ГАЗ-3102-Кортеж", "Самотпор-ГАЗ-31029-Персона") должны были заполнить образовавшуюся нишу. Горьковский автомобильный завод, освоив в 1994 году ГАЗ-31029, на ее базе и на базе машины ГАЗ-3102 (1981 год), стоявший по уровню комфорта несколько выше, подготовил "люксные" варианты обеих моделей. Это ГАЗ-31029-Люкс 1995 года, ГАЗ-31029 1994 года с двигателем "Ровер" и ГАЗ-3102-12 с 16-кла-панным 150-сильным мотором ЗМЗ-406 1993 года. Кроме того, с 1994 года начато производство ГАЗ-31022 с кузовом "универсал". Новая полноприводная модель ГАЗ-3105, которой прочили занять высшее место в иерархии машин ГАЗ, дебютировала в 1992 году на международной автомобильной выставке в Брюсселе. Она была оснащена V-образным 8-цилиндровым двигателем (3,4 литра, 170 л. с.). Позже, в 1994 году, завод остановился на 150-сильном двигателе ЗМЗ-406. Это была модификация ГАЗ-31054.

"Волга" ГАЗ-31029 держалась на конвейере недолго и в 1997 году уступила место машине ГАЗ-3110, которая представляет собой результат очень глубокой модернизации. Тем не менее, на этой стадии возможности конструкции, заложенные в 1968 году в автомобиль ГАЗ-24, исчерпаны, и завод должен вступить в XXI век с полностью новой машиной.

Сенсацией 1996 года стал опытный образец первого российского мини-вэна "Соболь" (ГАЗ-2217). Это головная модель унифицированного семейства, куда входят и фургон, и легкий однотонный грузовик. "Соболь" имеет немало общих узлов, а также элементов кузова с "Газелью". Но у новой машины, помимо других нововведений, односкатный задний мост и независимая пружинная подвеска передних колес. Задняя правая дверь сделана сдвижной. ГАЗ-2217 оснащен гидроусилитепем руля. Двигатели — от 95 до 1 50 л.с. Салон "Соболя" — шестиместный, а длина машины — 4840 миллиметров. Начало производства ГАЗ-2217 намечено на вторую половину 1998 года.

Волжский автомобильный завод в 1997 году тоже показал свой прототип мини-вэна ВАЗ-2120. Это полноприводная машина на узлах "Нивы". Ее длина — 4200 миллиметров. Салон со сдвижной дверью вмещает семерых. Двигатель — рабочим объемом 1700 см3 и мощностью 80 л.с.

Мини-вэн "Москвич-2139", опытный образец которого был готов в 1993 году, так и остался прототипом. Справедливости ради, надо отметить, что машина имела весьма изысканный и передовой стайлинг.

АЗЛК попытался разработать в 1994 году "пкжсовый" вариант "Москвича-2141" с измененными облицовкой радиатора и интерьером, питыми колесами и обширным комплектом дополнительного оборудования. Новые предложения, с которыми завод вышел на рынок, включали две машины моделей "2141-Р5" и "2142-Р5". Обе — с удлиненной базой, причем первая — с кузовом "хэтчбек", вторая — с кузовом "седан". Завод видит в них служебные автомобили для руководителей среднего звена. Но, видимо, такие машины (АЗЛК присвоил им претенциозные торговые наименования — "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир") скорее подходят для службы такси. Однако, для такой работы автомобили нуждаются в серьезном повышении долговечности, особенно кузова. Первый шаг в этом направлении уже был сделан в 1 994 году, когда столичное такси получило новую партию "Москвич-21 41 -23" с двигателем УЗАМ-3313(1815см3, 85 л.с.).

Заслуживает внимания и грузопассажирское такси "Москвич-2901" 1994 года, которое серийно не выпускалось, но может стать интересным предложением на рынке.

Завод продолжил поиски силового агрегата для "москвичей". Попытка экспортировать автомобили с дизелем "Форд", предпринятая в 1991 году, не принесла успеха. С 1996 года АЗЛК вел переговоры с фирмой "Рено" о поставках двигателей "Рено-ФЗР" (1998 см3, 114 л.с.), и, наконец, в 1997 году соглашение было подписано.

Ведущий завод России по производству легковых машин, ВАЗ долгое время готовил новое семейство переднеприводных автомобилей ВАЗ-21 10. Оно складывалось из машин с тремя разновидностями кузовов: седан — "2110",универсал — "2111", хэтчбек — "211 2" и несколькими разновидностями двигателей. В цепом, все эти машины содержат важные технические новшества. Это гидроопоры двигателя и вклеенные в проемы стекла, два кулачковых вала в головке цилиндров и система впрыска топлива с электронным управлением, отопитель с автоматом поддержания температуры в салоне и регулируемая по длине рулевая колонка. В качестве дополнительного оборудования, устанавливаемого за доплату, фигурируют усилитель руля, АБС в приводе тормозов, кондиционер, электрические стеклоподъемники. Кузов ВАЗ-211 0 имеет очень небольшое аэродинамическое сопротивление и его коэффициент Сх равен 0,3. За 1994—1997 годы в новое семейство введены: автомобиль ВАЗ-211 03 спортивного характера и длиннобазная машина ВАЗ-21109 "Консул".

Есть все основания считать, что семейство "2110", выпуск которого начался в 1997 году, является принципиально новым по конструкции и может рассматриваться как прорыв в отечественной автомобильной технике.

Сотрудничество ВАЗ с корпорацией "Дженерал Моторс" в области применения впрыска топлива во впускные каналы (так называемый "многоточечный" впрыск) с электронным управлением выразилось в применении этой системы на машинах ВАЗ-2109 "Лада-Баптик-ГЛ". Их собирают в Финляндии на фирме "Евролада". Кроме этой системы.там устанавливают новые панели приборов, сиденья, а также подушку безопасности для водителя, защитные брусья в дверях, противотуманные фары, каталитический нейтрализатор, отвечающий нормам "Евро-2" содержания вредных выбросов в отработавших газах. Система впрыска нашла место и в модификации ВАЗ-2115, представляющей собой модернизированную в 1997 году машину ВАЗ-21099.

ВАЗ довольно много экспериментировал с роторно-поршневыми двигателями, в частности, он малыми партиями выпускает двухсекционный двигатель ВАЗ-415 мощностью 150 п. с., пригодный для установки на машинах семейств "2105/2107" и 2108/2109". Кроме того, на ВАЗе отработана конструкция и трехсекционного двигателя ВАЗ-416 мощностью 250 п. с. Все они просты в изготовлении и не требуют прецизионного оборудования. Их ресурс — 300 тысяч километров пробега без переборки. С 1994 года мотор ВАЗ-415 монтируется на машинах ВАЗ-21079, выпускаемых малыми партиями, а с 1995 года и на машинах ВАЗ-2109.

Несколько лет шло сотрудничество ВАЗа и одного из предприятий в Барнауле по созданию и организации производства дизелей ВАЗ-3411 (1774 см3, 75 п. с.) и их модификаций. Опытные образцы универсалов ВАЗ-21043-01.50 в 1994 году были укомплектованы новыми дизелями.

Небольшая московская фирма "Кроуфорд Хипл" оснащала продажные партии ВАЗ-2109 силовыми установками английской фирмы "Ровер". Это не единичное явление, а определенная тенденция, сформировавшаяся в середине 90-х годов. Двигатель "Ровер" можно встретить и на автомобилях "Волга" и "Ока", а моторы "Рено" — и на "Москвичах".

Запорожский автомобильный завод тоже подхватила эта волна. Стремясь предложить потребителям более широкий выбор модификаций "Таврии", он оснащал их в 1994 году силовыми агрегатами "Лада-2108" или "Застава-Юго". Первая имела индекс ЗАЗ-11021, а вторая — ЗАЗ-1140. На основе базовой переднепривод-ной модели ЗАЗ-1102 "Таврия" в 1993 году стала выпускаться машина ЗАЗ-1105 "Дана" с кузовом "универсал". Одновременно были созданы опытные образцы модификаций с кузовами "седан" (ЗАЗ-1 103) и "кабриолет" (ЗАЗ-110260).

Автомобили "Ока" (ВАЗ-1111 )(кроме модификации с ручным управлением (СеАЗ-1111-02), стали выпускаться с более мощным мотором (749 см3, 35 п. с.), дополнительным оборудованием (ВАЗ-1113), а также в "лкжсовом" исполнении 1997 года ("Ока-Леди"). Ряд тюнинговых фирм пошли еще дальше, и в 1997 году вышли на рынок с машинами "Ока-РИАТ", "Ока-РРТ-Гранат" и другими, у которых изменено и внешнее оформление.

Если говорить об опытных образцах и машинах малых серий, то надо отметить кабриолет "Амадео" на базе ВАЗ-2108, изготовлявшийся по заказам тюнинговой фирмой ЛЛД.

В 1996 году ВАЗ разработал опытные образцы "Ока - Эпектро". Машина снабжена никель-кадмиевыми аккумуляторами общей массой 315 килограмм, что для двухместного электромобиля, созданного на базе машины снаряженной массой 650 килограмм, многовато. Тиристорная система управления позволяет экономно расходовать энергию, запасенную в аккумуляторах, и "Ока-Электро" способна пройти без их зарядки 100-1 50 километров.

Другой любопытный опытный образец, созданный на ВАЗ несколько раньше, в 1994 году, — модель ВАЗ-1150 "Гном". Двухместный автомобиль длиной 2870 миллиметров, снабженный силовым агрегатом "Оки", получил годом позже "дублера" в виде "Эльфа", облегченной "пляжной" модификации — без дверей и крыши, но с защитным трубчатым каркасом.

В свою очередь, КамАЗ построил в 1995 году опытный образец мини-джипа "Ока", но не с 1 2-дюймовыми, а с 13-дюймовыми колесами.

Предприятие "Автокам" несколько раз демонстрировало на выставках опытный образец "Кентавр-2160". Джипообразный автомобиль с закрытым угловатым кузовом из стеклопластика еще не вышел из экспериментальной стадии.

Среди опытный конструкций особый интерес представлял макет супер-кара "МАРТ-Экстремист", дизайн которого в 1992 году разработал художник А. Н. Захаров. Постройка этой двухместной машины с расположенным позади сидений аксиальным 180-сильным двигателем не была закончена.

Специалистами НАМИ, при участии известного конструктора В. Миронова,по заказу итальянской фирмы "Энджинс Инджиниринг',' в 1993 году был спроектирован и построен спортивный автомобиль классической компоновки. Он базировался на узлах ВАЗ-2105, весил в снаряженном состоянии около 850 килограмм, а длина его составляла 3980 миллиметров. Машина называлась "Ода", ее макет в натуральную величину демонстрировался в Бопонье на выставке, но серийный выпуск по разным причинам не состоялся.

Схожий по замыслу автомобиль дизайнера С. Алашеева,под названием "Води", в 1995 году построила существующая при Московском автомеханическом институте дизайнерская фирма "Карди" (что означает "Кар-дизайн"). В дальнейшем она изготовила еще несколько автомобилей-прототипов. И, наконец, заслуживает упоминания "Компи", модификация опытной машины "Компакт" (НАМИ-0288) с кузовом "универсал".

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что период 1992—1996 годов отмечен всплеском активности в создании опытных и серийных образцов легковых автомобилей, активности, которой российский автопром не знал за всю свою историю.





АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей