ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Автобусы и троллейбусы

К началу 90-х годов автобусный парк страны нуждался в серьезном обновлении, причем на всех уровнях. Для перевозок пассажиров в больших городах использовались сочлененные "икарусы", способные перевозить в часы "пик" 160 пассажиров и более. Но таких машин поступало не так уж много, и отечественная промышленность должна была покрыть спрос на них собственными машинами. Если в 1 989 году СССР вывез из Венгрии чуть больше 6 тысяч "икарусов" и около 400 троллейбусов из Чехословакии, то наша промышленность в тот же год дала около 6 тысяч больших городских автобусов ЛиАЗ и около 2 тысяч троллейбусов ЗИУ. С распадом СССР ввоз автобусов из Венгрии резко сократился. Он и до этого имел тенденцию к сокращению: 1 987 год — 8 тысяч машин,

1988 год — 7,4 тысячи, 1989 год — 6,1 тысячи. Поэтому уже в 1988 году начались закупки автобусов в Японии, и уже на следующий год их ввезли 2,2 тысячи. В известном смысле этот шаг был весьма рациональным. Везти железной дорогой в Восточную Сибирь и на Дальний Восток "икарусы" и "пиазы" (груз с относительно небольшим удельным весом) — дело дорогое. И скорее всего имело смысл изготавливать большие городские автобусы (точнее — их кузова и вести сборку) где-то в Новосибирске или Омске, получая агрегаты из Центральной России, или, в крайнем случае, импортировать из Японии.

Немалую положительную роль сыграл Всесоюзный конструкторско-экспериментапьный институт автобусной промышленности (ВКЭИав-тобуспром) во Львове. Он разработал типо-ряд унифицированных новых автобусов и троллейбусов и предложил их промышленности.

Одна из таких моделей — 117-местньй ЛиАЗ-5256, освоенный производством в 1988 году. Вслед за ним начали изготовлять городские машины этой конструкции и другие предприятия, в частности, завод в Давыдове стал собирать модель "52565", а позже и предприятие в Яхроме (ЯАЗ), которое с 1988 года собирало автобусы ЛиАЗ-677М.

Троллейбусное производство держалось за модель ЗИУ-682, периодически ее модернизируя. В конце концов, завод имени Урицкого (ныче — "Тролза") начал с 1986 года выпуск сочлененной машины ЗИУ-10 (ЗИУ-683Б) на 164 пассажира.

Городские машины среднего класса и пригородные автобусы — специализация Львовского автобусного завода. На смену дизельной модели ЛАЗ-4202 в 1984 году пришел ЛАЗ-42021 с дизелем и коробкой передач КамАЗ.

Параллельно все еще изготовлялся по отработанной за три с лишним десятилетия ЛАЗ-695 в варианте с двигателем, работающем на газе ("695НГ"). Но с 1990 года ЛАЗ освоил пригородную модель ЛАЗ-4206. Почти одновременно развернулось производство междугородной машины ЛАЗ-4207, которая была призвана заменить морально устаревшую модель "699Р".

Добыча полезных ископаемых вахтовым способом, крупные стройки в отдаленных районах вахтовым методом вызвали к жизни "вахтовки". Официально их называли не автобусами, а "специальными транспортными средствами для перевозки вахтовых бригад". Несложные автобусные кузова монтировались на шасси грузовиков повыиенной проходимости: с 1989 года — НЗАС-4208 (на базе КамАЗ-4310) и НЗАС-4951 (на базе "Урал-4320"). Ранее, с 1982 года, тот же Неф-текамский завод автосамосвалов приступил к выпуску НЗАС-3964 на базе ГАЗ-66.

Это чисто российские машины, ориентированные на эксплуатацию по грунтовым дорогам в условиях сурового климата. Их каркасно-ме-таппические кузова имеют хорошую термоизоляцию, двойные стекла, автономный отопитель салона, переговорное устройство. Не следует считать "вахтовки" кустарным транспортным средством — масштабы их выпуска достаточно велики — около 5 тысяч в 1990 году.

На автобусах малого класса долгие годы специализировались заводы КАвЗ и ПАЗ. Оба — по существу являются предприятиями по изготовлению и сборке кузовов. Первый получал с ГАЗа автобусную модификацию грузового шасси ГАЗ-53А, второй же базировался на узлах ГАЗ-53А. Наряду с моделью "3270" на шасси ГАЗ-53-12 КАвЗ также выпускал попноприводный автобус "3278" на шасси ГАЗ-66.

Когда ГАЗ перешел на новую базовую модель грузовика, то на смену прежнему автобусу КАвЗ-3270 в 1 989 году пришла модель (также капотного типа) КАвЗ-3976. Ее кузов практически не претерпел изменений.

Павловский автобусный завод для своих новых 28-местных машин использовал узлы ГАЗ-3307 и ГАЗ-66-11. Оба автобуса ПАЗ начали серийно выпускать с 1990 года (модель 3205) и с 1991 года (полноприводная модель 3206). Базовая конструкция ПАЗ-3205 породила множество модификаций: двухдверную ПАЗ-32051 на 24 места и 21 место, а также школьные, туристские, грузопассажирские, ритуальные.

Компактный, маневренный и красивый автобус по чертежам ПАЗ-3205 стали изготовлять и другие предприятия — "Худжанд", "Автокубань". Они относились к тем заводам, которые малыми сериями делали автобусные кузова и устанавливали их на прошедшие капитальный ремонт шасси грузовиков. В большинстве случаев это были сверхпримитивные машины. Приятным исключением, может быть, оказался "Чернигов" на шасси ГАЗ-53-11.

Для таких небольших заводов ВКЭИавтобус-пром разработал типовую конструкцию кузова модели "4209", на грузовом шасси ЗИЛ-4331. Его выпуск небольшими сериями шел с 1991 года.

Предприятие РАФ с 1987 года перешло на изготовление модернизированного микроавтобуса РАФ-22031. После того, как Латвия обрела независимость, руководство РАФа вело переговоры с фирмами "Крайслер" и "Фольксваген" о создании совместного предприятия по выпуску микроавтобусов. Российский же рынок для завода был быстро потерян, и пробел в типаже был быстро компенсирован поставками микроавтобусов на базе "Газели".

О масштабах производства автобусов отдельными отечественными заводами можно судить по данным за 1990 год: КАвЗ — 19 630 штук, РАФ - 17 100, ЛАЗ - 12 738, УАЗ - 12 654, ПАЗ - 8 693, ЛиАЗ - 6 002, НЗАС - 4 915, ЕрАЗ - 2 688.

Намерения организовать совместное производство 32-местного автобуса на шасси ЗИЛ-4331 с кузовом "Икарус" выразились в постройке в 1990 году опытного "Икарус-ЗИЛ-545", довольно красивой и современной модели, которая могла бы заменить ветерана ЛАЗ-695Н. Доля участия ЗИЛа в производстве составляла 25-35 % в стоимостном выражении. Однако руководство венгерской фирмы вскоре столкнулось с серьезными финансовыми проблемами, а на ЗИЛе изначальный интерес к машине был невелик.

Небольшое производство неплохих по качеству автобусных кузовов, которые изготовлял и ставил на шасси ЗИЛ-130 авторемонтный завод "Прогресс" пришлось свернуть. Он находился в ведении Западной группы советских войск, которая в начале 90-х годов покинула территорию бывшей ГДР.





АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей