ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Автобусы и троллейбусы

Промышленность СССР к 1980 году выпускала больше автобусов, чем любая страна в мире. Такую ситуацию обусловил в стране приоритет развития общественного транспорта. В период с 1970 по 1980 годы доля городского населения у нас выросла с 56% до 63%. Пропорционально должны были увеличиться парк и производство городских автобусов. Их годовой выпуск за тот же период возрос с 47 до 85 тысяч, но основу его все же составляли рассчитанные на межрайонные пассажирские перевозки автобусы ПАЗ и КАвЗ и микроавтобусы РАФ и УАЗ.

Чтобы компенсировать все возраставший дефицит городских машин, СССР начал импорт автобусов "Икарус" большого класса из Венгрии, как одиночных, так и сочлененных. Ежегодно поступало от 6 до 10 тысяч единиц. В результате парк автобусов общего пользования возрос с 1970 по 1978 год с 82 до 140 тысяч машин.

Унифицированное семейство автобусов ЛАЗ, которое включало модели "695", "697" и "699", к началу 70-х годов основательно устарело. "Ползучая" модернизация позволила немного подтянуть эти машины к стремительно уходящему вперед мировому уровню, но не надолго. Нужен был комфортабельный дизельный автобус. Машины нового типоразмерного ряда ЛАЗ-4202 появились в 1978 году. Но прежние модели все еще выпускались, а их модернизированные варианты ЛАЗ-697Н, ЛАЗ-699Р, а также штучные машины (типа ЛАЗ-699 "Украина-73") на базе ЛАЗ-699 по-прежнему определяли лицо завода.

Новая машина имеет цельнометаллический кузов с несущим основанием, широкие четы-рехстворчатые двери шириной 1200 мм. ЛАЗ-4202 может перевозить 95 пассажиров, причем 26 — сидящих. Дизель КамАЗ размещен в хвостовой части кузова и сблокирован с трехступенчатой гидромеханической трансмиссией. Подвеска всех колес — зависимая, пневморессорная.

Другая устаревшая конструкция — микроавтобус РАФ-977. Она создавалась для условий мелкосерийного производства. Модель, которой планировали ее заменить, должна была выпускаться по 15-20 тысяч в год на современном заводе. Он был построен в Елгаве, и с февраля 1976 года стал выпускать модель РАФ-2203 и его медицинскую модификацию РАФ-22031. Как все автобусные заводы СССР, предприятие в Елгаве изготовляло и собирало кузова, а основные узлы получало от других заводов. Так, на РАФ поступали узлы "Волги". Объем его производства определялся количеством комплектов деталей и узлов, приходивших с ГАЗа, ЗМЗ и других расположенных в

РСФСР предприятий. Первоначально новый РАФ был задуман с каркасным кузовом с пластмассовыми наружными панелями, что нашло отражение в конструкции опытного образца РАФ-982П. Когда же характер производства и технология полностью определились, родились опытные образцы с цельнометаллическим несущим кузовом (1974 г.).

Спрос на микроавтобусы и малые развозные автомобили, главным образом внедорожные, частично удовлетворял УАЗ. Его 10-местная машина УАЗ-452В и унифицированный с ней медицинский автомобиль конструктивно устарели и не обеспечивали минимального комфорта.

Машина, которую формально можно было бы отнести к микроавтобусам, изготовлялась по несколько штук в год ЗИЛ ом. Это модель ЗИЛ-11 8-70, которая одно время называлась ЗИЛ-118К. Она представляла собой модернизированный ЗИЛ-118 и впервые появилась в 1971 году. Назначение автомобиля — обслуживание правительственных делегаций. Отсюда — прекрасный дизайн и высокий уровень комфорта. Возможно поэтому 18-местный ЗИЛ-118-70 не фигурировал ни в каких плановых заданиях и не числился в номенклатурных перечнях Минавтопрома.

В дальнейшем этот микроавтобус, не претерпев существенных изменений, стал называться ЗИЛ-119, а затем, с 1991 года, после легкой модернизации получил обозначение ЗИЛ-3207.

Ереванский автомобильный завод — по существу завод кузовов-фургонов, унифицированных со старой моделью РАФ-977, должен был создавать собственную конструкцию. Опытные образцы машин ЕрАЗ-3730 появились еще в начале 70-х годов, но их выпуск (причем мелкосерийный) начался только в конце 80-х. Поэтому завод понемногу модернизировал унаследованную от РАФа конструкцию. Так появились ЕрАЗ-762А, ЕрАЗ-762Б, ЕрАЗ-762В.

Павловский автобусный завод, который в 1974 году уже демонстрировал перспективные модели ПАЗ-665, освоил выпуск полноприводного автобуса ПАЗ-3201 для сельских районов и с большими потугами готовился к переходу на семейство ГАЗ-3205. Гордость заводских конструкторов, ПАЗ-Турист-73, очень комфортабельная и красивая машина, так и не дождалась своего "звездного" часа, хотя ее производство планировали начать в 1975 году.

Малые автобусы КАвЗ-685 для межрайонного сообщения выпускал и Курганский автобусный завод. Он получал с ГАЗа шасси ГАЗ-53А в автобусной комплектации и ставил на них кузова своего производства. Это была его основная модель, выпуск которой шел до тех пор, пока в Горьком изготовляли ГАЗ-53 А.

А для городских перевозок наряду с "икарусами" использовались отечественные ЛиАЗ-677. На их базе в небольших количествах завод делал с 1973 года пригородные машины ЛиАЗ-677Б и экскурсионные ЛиАЗ-6778. Базовая модель послужила также основой для передвижной телевизионной станции ЛиАЗ-5930.

Разработка новой конструкции ЛиАЗу тогда представлялась непосильной, да и средства на переоборудование производства отсутствовали. ЛиАЗ мог ежегодно давать около 1 0 тысяч автобусов, в то время как КАвЗ — около 20 тысяч, ПАЗ и РАФ - по 1 5 тысяч и ЛАЗ и УАЗ - по 10 тысяч.

Особо надо сказать о троллейбусах. Их по две тысячи в год делал завод ЗИУ в Энгельсе Саратовской области. Завод имени Дзержинского в Киеве (ЗИД) поставлял ежегодно по несколько сотен машин, преимущественно в города Украины, плюс несколько сот троллейбусов "Шкода", ввозимых из Чехословакии. Завод же СВАРЗ в Москве свернул выпуск сочлененных пассажирских машин, а затем и грузовых троллейбусов и перешел на ремонт автобусов.

Логичным шагом мог стать выпуск в Энгельсе больших городских автобусов, унифицированных с троллейбусом ЗИУ-9Б, который там изготовляли с 1972 года. Но отечественная промышленность не выпускала горизонтального двигателя, который размещался бы под полом экспериментальных автобусов ЗИУ-6-2М и ЗИУ-8. Договориться же о поставках дизелей "Раба-M АН" не удалось — венгерская сторона настаивала на импорте "икарусов" с такими двигателями.





АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей