ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ

Введение

В годы первой пятилетки (1929-1932) советское автомобилестроение сформировалось в современную отрасль промышленности с начавшейся развиваться инфраструктурой. Производство автомобилей вели три основных предприятия: ЗИС (бывший АМО) в Москве, ГАЗ в Горьком, ЯГАЗ в Ярославле. Кроме того, действовал автосборочный завод имени КИМ в Москве и ряд небольших заводов, а также мастерских, изготовлявших автобусные кузова, пожарные, медицинские, специализированные автомобили.

Для решения исследовательских задач развернул деятельность научный центр отрасли - Научный автомоторный институт, преобразованный в 1932 г. из НАМИ в НАТИ - Научный автотракторный институт. В Москве же стал работать НИИГД - Научно-исследовательский институт городского движения. Кроме того, исследовательские и проектные работы вели и другие институты, в том числе и учебные, а также отдельные конструкторские бюро (ОКБ) и группы энтузиастов Общества содействия автомобильному и дорожному строительству - "Автодор" (1927 - 1935 гг.).

За годы предвоенных пятилеток сделало первые робкие шаги любительское автомобилестроение, а также силами спортивных клубов и заводов были построены отдельные образцы спортивных и гоночных автомобилей.

Количественный и качественный рост автомобилестроения позволил Советскому Союзу из страны, импортирующей автомобили, стать страной экспортирующей. Первые поставки советских машин относятся к 1934 г., когда Турция приобрела партию из 100 грузовиков ЗИС-5, а затем 16 автобусов ЗИС-8. Вслед за Турцией советские автомобили стали ввозить Афганистан, Ирак, Иран, Испания, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Эстония.

Кроме этих государств с продукцией наших автомобильных заводов могла познакомиться Франция, когда в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже среди изделий нашей индустрии экспонировались легковые автомобили ЗИС-101 и ГАЗ-М1.

Две советские машины ГАЗ-А и ГАЗ-АА вскоре после освоения их выпуска в Горьком были направлены в автомобильную столицу Америки - Детройт. Их в порядке обмена образцами прислали Г. Форду специалисты ГАЗа. В ответ "автомобильный король" направил любезное письмо: "Я с интересом ознакомился с вашими автомобилями, как образцами того, что может делаться в новой России в области машиностроения. Значение их важно как свидетельство развития автомобильной промышленности в вашей стране".

Здесь уместно подчеркнуть, что в 1935 г. из ворот Горьковского автомобильного завода вышло 44,7 тыс. грузовиков и 18,9 тыс. легковых автомобилей. Важной датой в биографии завода стал день 17 апреля 1935 г., когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А в исполнении люкс. А в середине второй пятилетки ГАЗ по годовому выпуску машин уже оставил позади такие известные в Европе предприятия, как ФИАТ и "Oneль". Более того, уже в 1936 г. Советский Союз по производству грузовых автомобилей вышел на первое место в Европе и второе в мире (после США). И наконец, 14 ноября 1939 г. произошло знаменательное событие - отечественная промышленность выпустила миллионную машину, и наша страна по праву заняла достойное место среди мировых производителей автомобильной техники.

Характерная черта нашего довоенного автомобилестроения - приоритет производству грузовиков. Доля же легковых машин в общем объеме выпуска была невелика: 10- 24%, в то же время как в других странах большинство (и в производстве и в парке машин) составляли легковые автомобили. Такое соотношение отражало с одной стороны повышенный спрос на грузовики в быстро развивающихся промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, армии. С другой стороны оно отражало бытовавший тогда взгляд на легковой автомобиль как на предмет роскоши, свойственный буржуазному обществу. В личной собственности у граждан СССР легковых машин почти не было, продажа их населению вообще не производилась. Автомобилями награждали передовиков труда, ученых, деятелей искусства, но приобрести их людям, просто располагающих деньгами, было невозможно. Лишь в начале 40-х годов, перед войной общественность обратилась к проблеме автомобиля индивидуального пользования.

Главным же образом легковые машины использовались как служебные или в качестве такси. Такова была социальная ориентация государства. Но при этом казалось бы, что взятое направление на максимальный коллективизм, на обеспечение как можно более широких слоев населения услугами (в том числе и транспортными), пусть минимальными, но общедоступными, должно было реализоваться в развитии общественного транспорта. Парадоксально, но в рассматриваемый период производство автобусов было мизерным. Оно держалось на уровне 0,6-1,0% от общего выпуска и только с 1939 года его удельный вес вырос до 2,7%.

Другой характерной чертой нашего автомобилестроения в эти годы стал его весьма скудный выбор моделей: три базовых грузовых, две легковых и два автобуса, что являлось следствием негибкости принятой технологии, непригодности отечественного станкостроения к оперативному переоснащению отрасли.

Если в ранние периоды развития отечественных автомобилей их образцы были немногочисленны, а масштабы выпуска скромны, то после технологической революции в первую пятилетку картина резко изменилась. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать эволюцию нашей автомобильной техники по важнейшим типам: грузовым, легковым, автобусам, повышенной проходимости, гоночным, а также в области двигателестроения, экспериментальных конструкций и научно-исследовательских работ.





АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей