Формула 1: оглавление
Circuit de Spa Francorchamps |
Франконшампс, Бельгия |
Расположение: |
50 км юго-восточнее Льежа |
Длина трассы: |
6963 м. |
Количество кругов: |
44 |
Общая протяженность: |
306.355 км. |
Первый Гран-При: |
1983 |
Последний Гран-При: |
2002 |
Гран-При: |
19 |
Количество лет: |
1983, 1985-2002 |
Адрес: |
Circuit de Spa Francorchamps Circuit House Route du Circuit 55 Francorchamps 4970 Belgium |
Интернет: |
http://www.spa-francorchamps.be/ |
|
|
Созданная Жюлем де Трие, трасса Спа-Франкоршамп, расположенная в 40 км восточнее Льежа, вступила в действие в 1921 году. Тремя годами позже на Спа началось проведение 24-часовых гонок, которые представляют для нас интерес только тем, что дважды в них добивались успеха россияне - в 1928 году Борис Ивановский, а в 31-м князь Дмитрий Георгадзе (первый в стартовом листе был заявлен как представитель Франции, а второй - как представитель несуществующей тогда России). В 1925 году в Спа прошел розыгрыш первого Grand Prix de Belgique, закончившийся победой Аскари-старшего на Alfa-Romeo P2, а 18 июня 1950 года трасса впервые приняла этап Grand Prix World Championship. C 1950 по 1970 гг., а также с 1985 и по наши дни кольцо, проложенное среди лесистых холмов предгорий Арденн и Франкорскими полями, являлось и является монополистом в области проведения бельгийского этапа чемпионатов мира.
Долгое время (1921 - 1978 гг.) трасса Спа-Франкоршамп представляла в плане подобие треугольника, образованного тремя дорогами общего пользования, между которыми были проложены соединительные участки.
Длина круга за эти годы неоднократно менялась и равнялась:
14980 м - в 1925 году
14861 м - в 1930-1933 гг.
14948 м - в 1934-1937 гг.
14578 м - в 1939-1956 гг.
14177 м - в 1957 году
14096 м - в 1958-1978 гг.
Перепад высот между самой высокой и самой низкой отметками кольца составлял 180 метров. Самый большой прямой отрезок дистанции длиной около 3 км находился на участке между 5-м и 8-м километрами (участок Мальмеди - Ставело). Он располагался на 2-процентном спуске. Самым трудным участком трассы являлся (и является) северный, 120-градусный поворот La Source, к которому ведет затяжной, длиной более 2 км подъем, а за ним следует крутой (почти на 40 м) спуск к линии "старт-финиш". Большинство остальных поворотов имело большие радиусы и профилированные виражи, что позволяло развивать на них высокие скорости (рекорд старой трассы - 3:27,4 = 244,68 км в час - установил Крис Эмон на March 701-Cosworth в 1970 году).
В 1979 году была закончена коренная реконструкция трассы и через 4 года она вновь принимала участников мирового первенства. Новый Франкоршамп укоротился до 6949 м - теперь в районе Мальмеди дорога делала 180-градусный поворот и шла на север к Спа. После серии 90-градусных поворотов новая трасса соединялась со старой в районе Бьяншимона (Bianchimont). В течение 1980 - 1994 гг. кольцо несколько раз реконструировалось - переносилось место старта, появились объезды Bus Stop и Eau Rouge Chicane. Длина Спа несколько раз менялась, и вконец запутавшиеся в ее размерах владельцы трассы вынуждены были в 1986 году призвать для уточнения размера круга специальную комиссию Королевского клуба Бельгии. Несмотря на то, что трасса стала более сложной, это не отразилось на ее "скоростном" характере - средние скорости победителей по-прежнему превышают в сухую погоду 200-километровую отметку.
Первый победитель |
|
1983 - Alain Prost (Renault RE40/Renault EF1 1.5 V6T) 1:27'11.502 ч. 191.731 км/ч. |
|
Первая позиция на старте |
|
2002 - Michael Schumacher (Ferrari F2002/Ferrari 051 3.5 V10) 1'43.726 мин. 241.664 км/ч. |
|
Быстрейший круг |
|
2002 - Michael Schumacher (Ferrari F2002/Ferrari 051 3.0 V10) 1'47.176 мин. 233.884 км/ч. |
|
Последний победитель |
|
2002 - Michael Schumacher (Ferrari F2002/Ferrari 051 3.0 V10) 1:21'20.664 ч. 225.970 км/ч. |
|