Формула 1: оглавление
Autodromo Nazionale Di Monza |
Италия |
Расположение: |
15 км северо-восточнее Милана |
Длина трассы: |
5793 м. |
Количество кругов: |
53 |
Общая протяженность: |
306.719 км. |
Первый Гран-При: |
1950 |
Последний Гран-При: |
2002 |
Гран-При: |
52 |
Количество лет: |
1950-1979, 1981-2002 |
Адрес: |
Autodromo Nazionale Monza SIAS Spa Via Vedano 5 Parco di Monza 20052 Monza |
Интернет: |
http://www.monzanet.it/ |
|
Перефразируя известное изречение, можно смело сказать: для многих поклонников Формулы I достаточно (увидеть Монцу и умереть). Не боюсь повториться, если скажу, что четыре трассы - Монте-Карло, старые Спа и Нюрбургринг, а также Монца - бесспорно, стали (классическими), без которых невозможно представить историю автоспорта.
Автодром в королевском парке Монца, расположенном в 15 км северо-восточнее Милана, был построен в 1922 году за рекордно короткое время - всего 6 месяцев. Столь высокий темп работ объясняется тем, что строительство курировал сам Бенито Муссолини, только что ставший премьер-министром. Для сооружения автодрома были привлечены три с половиной тысячи рабочих и 250 грузовиков. Для подвоза строительных материалов и грунта использовалась специально построенная для этих целей узкоколейная железная дорога длиной 5 км, по которой непрерывно курсировали 80 вагонов.
Открытие автодрома, названного Autodromo Nazionale di Monza, состоялось 28 августа 1922 года, и уже 3 сентября на нем прошли гонки на Gran Premio d'Italia, победу в которых к большому удовольствию дуче одержал итальянский водитель Пьетро Бордино на FIAT-804. В 1950 году в Монце был проведен итальянский этап первого чемпионата мира современности, и с тех пор трасса 47 раз принимала участников мировых первенств. Помимо соревнований на Большой Приз Италии в Монце проходили розыгрыши Большого Приза Монцы (или Милана) для машин класса Grand Prix (1927-1933 гг.), Gran Premio di Autodrome для автомобилей Формулы I (1948 год) и Формулы 2 (1952-1953 гг.), а также проводились многочисленные состязания и рекордные заезды как для машин, так и для мотоциклов самых различных классов.
Мало известен тот факт, что в 1957-1958 гг. на треке автодрома были организованы 500-мильные гонки Monza-500 или Race of Two Worlds (= гонки двух миров), в которых в очной борьбе встретились автомобили европейских фирм и машины, стартующие в состязаниях USAC Championship. В связи с конструктивной особенностью американских болидов (смещенный влево относительно продольной оси автомобиля кузов) было изменено направление движения машин по треку (против часовой стрелки в плане). Обе встречи закончились победой спортсменов из Нового Света - в 1957 году гонки выиграл Джимми Брайен на Kuzma-Offenhauser (средняя скорость победителя - 257,54 км в час), а в следующем - Джим Рэтменн на Watson-Offenhauser (средняя скорость - 268,25 км в час). Успех заокеанских гостей был более чем убедительным - достаточно сказать, что в 1957 году американские гонщики заняли 3 первых места. Хотя такие состязания планировалось сделать ежегодными, после двух лет их проведения обе стороны потеряли к ним всякий интерес - американцы, сочли, что показали всем, где в мире строятся лучшие гоночные автомобили, а европейцы решили пока повременить с сатисфакцией. Но перейдем к трассе.
Монца представляет мало распространенную в мире комбинацию дорожного кольца со скоростным треком (в Европе подобными трассами были Бруклендс в Англии и Лина-Монлери под Парижем). Правда, для гонок чемпионатов мира трек использовался только в 1955-1956 и в 1960-1961 гг. Он составлен из двух прямых длиной более 870 метров (Rettifilio Levante - на восточной стороне трека и Rettifilio Tribune - с западной), соединенных виражами радиусом около 320 метров (Curva Nord Alta Velocita и Curva Sud Alta Velocita). Дорожное кольцо состоит из длинных прямых, соединенных довольно пологими и профилированными поворотами, допускающими движение с большой скоростью. Кольцо имеет только один (острый) поворот, расположенный у ворот Лесмо и поэтому получивший название Curva di Lesmo. Интересной особенностью автодрома является наличие под северным виражом тоннеля, по которому дорожное кольцо (попадает) во внутреннюю часть трека. Переход с кольца на трек происходил на Rettifilio Tribune - автомобили, двигавшиеся по внутренней полосе прямой, попадали на северный вираж, а шедшие по внешней полосе уходили на дорожную трассу. Общая ширина полотна в этом месте достигает 32 метров.
Внутри трека располагалась сеть дорог, из сочетаний которых в различных комбинациях можно было получать трассы самых различных протяженности и сложности. Так, дорога, проложенная на месте аллеи, идущей с востока, от ворот Святого Георгия точно на запад, делила прямые Rettiffilio почти пополам. Благодаря ее включению в трассу дистанция гонок на Gran Premio d'Italia 1934-1939 гг. проходила только по южному виражу трека.
В 1955 году Монца была капитально реконструирована - заменено покрытие, изменена конфигурация поворота Parabolica, соединявшего дорожное кольцо с прямой Rettifilio Tribune, полностью перестроены (начиная с фундаментов) виражи трека. Последние получили новый, параболический профиль с уклоном в 12% внизу и 80% в верхней части. Такое очертание виражей позволяло проходить их практически не сбрасывая газа, но при этом центробежные силы бывали настолько велики, что машины (чиркали) брюхом по их бетонной поверхности.
В 1961 году трек был признан опасным для проведения на нем гонок чемпионатов мира и исключен из дистанции состязаний. С тех пор соревнования мировых первенств проходят только на дорожном кольце. Его очертания за эти годы не раз претерпевали изменения. Так, к сезону 1972 года (после того как в гонках 1971 года англичанин Пит Гетин установил непобитый до сих пор рекорд скорости прохождения дистанции этапа мировых чемпионатов - 242,57 км в час) появились (крючки) Variante Ascari и 1A Variante, затем через 4 года - Variante della Roggia (или 2A Variante). В 1994 году были модернизированы Curva Grande и Curva di Lesmo. Несмотря на все эти мероприятия трасса все равно остается сверхбыстроходной и средние скорости победителей последних лет вплотную приблизились к 240-километровой отметке.
Первый победитель |
|
1950 - Nino Farina (Alfa Romeo 159/Alfa Romeo 159 1.5 L8) 2:51'17.4 ч. 176.543 км/ч. |
|
Первая позиция на старте |
|
2002 - Juan Pablo Montoya (Williams FW24/BMW P82 3.0 V10) 1'20.264 мин. 259.828 км/ч. |
|
Быстрейший круг |
|
1993 - Damon Hill (Williams FW15C/Renault RS5 3.5 V10) 1'23.575 мин. 249.835 км/ч. |
|
Последний победитель |
|
2002 - Rubens Barrichello (Ferrari F2002/Ferrari 051 3.0 V10) 1:16'19.982 ч. 241.090 км/ч. |
|