ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Формула 1: оглавление

 История

Хроника чемпионатов: 1973 год
XXIV чемпионат мира


Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
BRM BRM-P160C, -P160D, -P160E Ж.-П. Бельтуаз (FR), Д. Регаццони (SWI), Н. Лауда (AUT), П. Гетин (GB)
"Ceramica Pagnossin" "Brabham-Ford-BT37", "-BT42" А. де Адамич (IT), Д. Уотсон (GB), Р. Штоммелен (D)
"Clarke-Mordaunt-Guthrie-Durlacher" "March-Ford-721G","-731" М. Бьюттлер (GB), Р. Виселль (SW)
"Embassy Hill" "Shadow-Ford-DN1" Г. Хилл (GB)
"Ensign" "Ensign-Ford-N173" Р. фон Опель (LHT)
"Ferrari" "Ferrari-312B2", "-312B3" Д. Икс (BELG), А. Мерцарио (IT)
"Hesketh" "March-Ford-731" Д. Хант (GB)
LEC "March-Ford-731" Д. Перли (GB)
"Lotus" "Lotus-Ford-72D", "-72E" Э. Фиттипальди (BR), Р. Петерсон (SW)
"March" "March-Ford-721G", "-731" Ж.-П. Жарье (FR), А. Пескароло (FR), Р. Уильямсон (GB)
"Martini" "Tecno-PA123B", "-E731" К. Амон (NZ)
"McLaren" "McLaren-Ford-M19A", "-M19C", "-M23" Д. Хьюм (NZ), П. Ревсон (USA), Д. Шектер (RSA), Д. Икс (BELG)
"Pierre Robert" "March-Ford-731" Р. Виселль (SW)
"Scribante" "Lotus-Ford-72D" Д. Чарльтон (RSA)
"Shadow" "Shadow-Ford-DN1" Д. Оливер (GB), Д. Фолльмер (USA), Б. Редман (GB)
"Surtees" "Surtees-Ford-TS9B", "-TS14A" М. Хэйлвуд (GB), К. Пасе (BR), Л. Буэну (BR), Й. Масс (D), А. де Адамич (IT)
"Tyrrell" "Tyrrell-Ford-005", "-006" Д. Стюарт (GB), Ф. Север (FR), К. Амон (NZ)
"Williams" ISO-Ford-FX3B, -IR01 Х. Гэнли (NZ), Н. Галли (IT), Д. Преториус (RSA), Т. Белсо (DK), Г. Мак-Рэй (NZ),
Т. Шенкен (AUS), Г. ван Леннеп (NL), А. Пескароло (FR), Д. Икс (BELG)
March "March-Ford-741" Г.-И. Штук (D), Х. Гэнли (NZ), В. Брамбилла (IT), Р. Виселль (SW)
McLaren "McLaren-Ford-M23" Д. Хьюм (NZ), Э. Фиттипальди (BR), М. Хэйлвуд (GB), Д. Хоббс (GB), Й. Масс (D)
Parnelli "Parnelli-Ford-VPJ4" М. Андретти (USA)
Penske "Penske-Ford-PC1" М. Донохью (USA)
Pitch Plant "Lyncar-Ford-006" Д. Николсон (NL)
Scribante "McLaren-Ford-M23" Д. Чарльтон (RSA)
Shadow "Shadow-Ford-DN1", "-DN3" Ж.-П. Жарье (FR), П. Ревсон (USA), Б. Редман (GB), Б. Руз (SW), Т. Прайс (GB)
Surtees "Surtees-Ford-TS16" К. Пасе (BR), Й. Масс (D), Ж. Долем (FR), Д. Белл (GB),
Ж.-П. Жабуй (FR),Д. Квестер (AUT), Г. Кенигг (AUT)
Token "Token-Ford-RJ02" Т. Прайс (GB), Д. Перли (GB), И. Эшли (GB)
Trojan "Trojan-Ford-T103" Т. Шенкен (AUS)
Tyrrell "Tyrrell-Ford-005", "-006", "-007" Д. Шектер (RSA), П. Депайе (FR)
Williams ISO-Ford-FW01, -FW02, -FW03 А. Мерцарио (IT), Т. Белсо (DK), Г. ван Леннеп (NL), Р. Робартс (GB),
Ж.-П. Жабуй (FR), Ж. Лаффит (FR)

     После того, как в 1972 году Эмерсон Фиттипальди достаточно легко расправился с опасными соперниками в лице Джекки Стюарта и Денниса Хьюма, в межсезонье основные усилия Колина Чэпмена были направлены на поиски хорошего второго пилота, чтобы сделать "Lotus" более конкурентоспособным в Кубке Конструкторов. Следствием их стал приход из "March" Ронни Петерсона. В "Tyrrell" чехарда с использованием в гонках все новых и новых моделей шасси, которая во многом и стала причиной поражения Стюарта, наконец завершилась: в 1973 году Джекки и его постоянному напарнику Франсуа Северу предстояли стартовать только на "-005" и "-006". Третья команда "большой тройки" образца 1972 года - "McLaren" - готовила к чемпионату-73 совершенно новую модель "-M23" конструкции Гордона Коппака.

     Как и в прошлом году, сезон стартовал в Аргентине. Совершенно неожиданно квалификацию выиграл Джанклаудио Регаццони за рулем BRM, на 0,3 с опередив Фиттипальди. В гонке швейцарский пилот отбивал все атаки более быстрых пилотов "Lotus" и "Tyrrell" до двадцать девятого круга, а финишировал в конце концов лишь седьмым. Большую часть дистанции первым шел Север, а за десять кругов до финиша его обогнал Фиттипальди. Север отстал на 4,69 с, Стюарт, ставший третьим, - на 33,19. Далее финишировали: Джекки Икс на прошлогодней "Ferrari-312B2", Хьюм, также на старой модели "McLaren", и Уилсон Фиттипальди на "Brabham". Затем прошел Гран При Бразилии, впервые состоявшийся в 1972 году, но не входивший тогда в число этапов чемпионата мира. Фиттипальди был на высоте и здесь: стартовав с второй позиции (первую оккупировал Петерсон), он выиграл старт у шведа и был первым и на финише. Вторым стал Стюарт, третьим - Хьюм. Четвертое место, как и в Аргентине, занял пилот "Ferrari", но на этот раз им стал Артуро Мерцарио, а Икс финишировал пятым. Регаццони, герой Гран При Аргентины, занял шестое место.

     На третьем этапе - Гран При ЮАР - состоялся дебют нового автомобиля "McLaren-Ford-M23". Хьюм выиграл на нем квалификацию (как ни странно, но это была единственная в его карьере поул-позиция). На третьем круге местный гонщик Дэйв Чарльтон столкнулся с пилотом "Surtees" Майклом Хэйлвудом, а в автомобиль Хэйлвуда тут же врезался BRM Регаццони, от этого загоревшийся. Джанклаудио не мог вылезти из кокпита, и только мужество Хэйлвуда, вытащившего швейцарца из огня, спасло ему жизнь. Тем временем лидером гонки под шумок стал Джоди Шектер, но всего на два круга, после чего его обошел Стюарт, который в итоге и выиграл после крайне неудачно проведенной квалификации, где был всего лишь шестнадцатым. Хьюм со своей поул-позиции опустился на пятое место, а замкнул шестерку американец Джордж Фолльмер, представлявший дебютировавшую здесь команду "Shadow". Четвертый этап прошел в Испании. В начале гонки лидировал Петерсон, преследуемый Стюартом. На сорок восьмом круге на машине последнего отказали тормоза, но только Петерсон успел вздохнуть свободнее, избавившись от соперника, как сам оказался вне гонки с вышедшей из строя коробкой передач. Победу в Монтжуих Парке праздновал Фиттипальди, выигравший у Севера 42,7 с, а у Фолльмера - почти круг (1 мин 13,1 с). По итогам четырех гонок преимущество Эмо было впечатляющим: он имел 31 очко, то есть столько же, сколько вместе набрали гонщики "Tyrrell": Стюарт с 19 и Север с 12. Четвертое и пятое места делили гонщики "McLaren" - Ревсон и Хьюм, - каждый из которых имел 9 очков, а замыкал шестерку Мерцарио с 6. "Lotus" захватил и первое место в Кубке Конструкторов с 31 очком, но "Tyrrell" отставал ненамного - на счету этой команды было 27 очков. Повторялась ситуация прошлого сезона, когда один Фиттипальди набирал очки для "Lotus" - Петерсону пока отчаянно не везло. На третьем месте шел "McLaren" (15 очков), на четвертом - "Ferrari" (9), а на пятом - "Shadow" (5).

     Затем настала очередь Гран При Бельгии. Старая трасса Спа-Франкоршамп уже второй год подряд не принимала гонку, так как была признана слишком опасной. Но, как оказалось, новая трасса Цольдер вполне могла в этом с ней поспорить: из-за низкого качества покрытия на тренировках произошло несколько серьезных аварий. Гонка все-таки состоялась и завершилась победным дублем команды "Tyrrell" - Стюарт более полуминуты выиграл у Севера. Фиттипальди стал только третьим. Вслед за ним финишировали: Андреа де Адамич на "Brabham" полузаводской команды "Ceramica Pagnossin", тогда еще никому не известный австриец Ники Лауда, с трудом нашедший себе место в команде BRM, и Крис Амон, взявший единственное очко для итальянской команды "Martini".

     Лауда произвел сенсацию и на следующем этапе в Монако, заняв на старте шестое место. В гонке Ники долго держался третьим, но сошел из-за механических проблем. Возглавил же гонку Петерсон, однако уже на восьмом круге пропустил вперед Стюарта и Фиттипальди. Эта расстановка сил сохранилась до финиша, где Фиттипальди проиграл Стюарту только 1,3 с. Петерсон, не сумев поддержать темп фаворитов, проиграл им круг. На этом же этапе состоялся дебют команды английского аристократа лорда Александра Хескета, которую на модернизированном Харви Постлтуэйтом "March-Ford-731" представлял Джеймс Хант, финишировавший девятым.

     Помимо Бразилии, в 1973 году Гран При чемпионата мира впервые приняла Швеция. На трассе Андерсторп поул-позицию занял местный кумир Петерсон, который с самого старта стал лидером. Казалось, все шло к исторической победе шведского пилота в первом Гран При Швеции, но, как выяснилось, у Хьюма на этот счет было другое мнение: на предпоследнем круге он вышел вперед и выиграл. Третье место занял Север, четвертое - Карлос Ройтеманн ("Brabham"), а Стюарт стал лишь пятым, испытывая проблемы с тормозами. Шестое место занял Икс на "Ferrari".

     После семи этапов лидерство Фиттипальди, вначале не вызывавшее сомнений, сделалось весьма призрачным: он имел 41 очко, в то время как Стюарт - уже 39. Ненамного отставал и Север (25 очков). У Хьюма было 19, у Ревсона - 11, а у Петерсона - 10. В Кубке Конструкторов вперед вышла команда "Tyrrell", имевшая теперь 49 очков и на два опережавшая "Lotus". "McLaren" уже заметно отставал (26 очков), но в то же время мог не опасаться покушений на свое третье место со стороны "Ferrari", у которой было всего 10 - введенные на Гран При Испании "-312B3" проигрывали своим предшественницам по всем статьям.

     Во Франции, на восьмом этапе чемпионата, лидировал Шектер, но когда его на сорок втором круге попытался обогнать Фиттипальди, то Джоди, не раздумывая, пошел на столкновение. В итоге оба они выбыли из гонки, а Петерсон одержал наконец свою первую победу. Север стал вторым, затем плотной парой финишировали Ройтеманн и Стюарт. Последнему хватило и этого четвертого места, чтобы стать лидером чемпионата. Икс финишировал пятым, а Хант - шестым. 14 июля в Сильверстоуне состоялся Гран При Великобритании. В конце первого круга в Вудкот произошел "завал", инициатором которого выступил все тот же Шектер. Гонка была остановлена, а после повторного старта впереди оказался Петерсон. Шедшие за ним Лауда и Стюарт быстро отстали, открыв дорогу Ревсону и Фиттипальди, которые понемногу приближались к лидировавшему шведу. За тридцать кругов до финиша Фиттипальди сошел из-за поломки трансмиссии, а Ревсон обогнал Петерсона, который, в свою очередь, немедленно подвергся яростным атакам Хьюма и Ханта, но сумел отстоять позицию. Первая четверка финишировала в интервале 3,4 с, а вот ставший пятым Север отстал уже на 36,6.

     Десятый этап в Нидерландах был трагическим. Роджер Уильямсон, проводивший свою вторую гонку за рулем "March", не справился с управлением и врезался в отбойник. Его автомобиль загорелся, но пожарные, на глазах которых произошла авария, ничего не предприняли, и единственным, кто попытался спасти Уильямсона, был Дэвид Перли. Его одинокие усилия все же остались тщетными, и Уильямсон погиб. Несмотря на возражения многих участников, гонка была продолжена и завершилась победой Стюарта, который побил теперь рекорд Джима Кларка по количеству побед, и вторым местом Севера. Хант стал третьим.

     Еще один победный дубль команда "Tyrrell" отпраздновала в Германии. Третьим стал Икс на "McLaren" (почему на "McLaren" - об этом чуть ниже), четвертым - Карлос Пасе на "Surtees", показавший к тому же лучший круг, пятым - Уилсон Фиттипальди. Его титулованный брат, который не набрал очков в четырех предыдущих гонках, стал шестым. Шансы его на второй титул уменьшались с катастрофической быстротой: по итогам одиннадцати гонок Стюарт опережал его уже на 18 очков. Мало того, Фиттипальди обошел еще и Север.

     В течение всего сезона команда "Ferrari" терпела поражение за поражением, особенно после введения в строй в Испании новой модели, а лучшим результатом "Scuderia" до сих пор оставались четвертые места, взятые еще на прошлогодних "-312B2". Поэтому итальянская команда пропустила Гран При Нидерландов и Германии для модернизации автомобилей, и на Остеррайхринге дебютировала модернизированная версия "-312B3", в которой уже угадывались характерные черты, ставшие со следующего сезона символом новой победной эры в истории "Ferrari". Победу же одержал Петерсон, опередив Стюарта и Пасе (бразилец опять оказался автором лучшего круга). Ронни лидировал вначале, затем пропустил вперед Фиттипальди, подчиняясь приказу команды, но Фиттипальди опять сошел - сгорел двигатель, - и его отставание от Стюарта увеличилось до 24 очков - 42 против 66. Второе место занимал Север с 45 очками, четвертым был Петерсон (34). Гонщики "McLaren" - Ревсон и Хьюм - имели по 23 очка. Команда "Tyrrell" по-прежнему была первой в Кубке Конструкторов, выигрывая у "Lotus" девять очков. Фактически Стюарт уже выиграл чемпионат - ему достаточно было взять всего четыре очка за три оставшиеся гонки, но и это в случае, когда все три раза победит Фиттипальди. Север, хотя и имел больше очков, чем Фиттипальди, строго соблюдал командную субординацию и в борьбу за титул вмешиваться не пытался.

     Гран При Италии окончился третьей в сезоне победой Петерсона. На этот раз он не пропустил Фиттипальди вперед, что послужило причиной ухода бразильца в "McLaren" после окончания сезона - он стал вторым с отставанием 0,8 с, - а Стюарт финишировал четвертым, совершив великолепный прорыв с двадцатого места после вынужденного заезда в боксы, и досрочно выиграл чемпионат. Победитель Кубка Конструкторов не был еще определен - в Монце "Lotus" отыграл у "Tyrrell" разом шесть очков.

     Четырнадцатый этап, проведенный в Канаде, окончился весьма неожиданно. На тридцать третьем круге произошло столкновение Севера и Шектера, причем Шектер, что уже вошло в традицию, был инициатором аварии. После столкновения участок трассы, где оно произошло, оказался залит маслом и усыпан обломками. Пока трассу очищали, гонка была приостановлена. В довершение всего в подсчете пройденных гонщиками кругов была сделана ошибка. Из-за массовых пит-стопов, вызванных проливным дождем, невозможным стало даже определить лидера (на это место претендовали и Хоуден Гэнли на ISO, и Фиттипальди), и победитель - а им стал Ревсон - был определен после четырехчасового заседания судейской комиссии. Второе место досталось Фиттипальди, третье - Джекки Оливеру на "Shadow", четвертое - Жану-Пьеру Бельтуазу на BRM, а пятое - Стюарту. Претензии Гэнли на победу в итоге превратились в шестое место.

     Стюарт приехал в США с твердым намерением выиграть свой сотый Гран При, после которого, как он объявил, он покидает гонки. Но в квалификации погиб его товарищ по команде Север, и Стюарт отказался выйти на старт. С его уходом в истории формулы 1 завершилась целая эпоха. Победу в гонке одержал Петерсон, принеся "Lotus" Кубок Конструкторов, а вторым стал Хант.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок
и шесть - из следующих семи.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Д. Стюарт "Tyrrell-Ford-006" 71
2 Э. Фиттипальди "Lotus-Ford-72E" 55
3 Р. Петерсон "Lotus-Ford-72E" 52
4 Ф. Север "Tyrrell-Ford-006" 47
5 П. Ревсон "McLaren-Ford-M23" 38
6 Д. Хьюм "McLaren-Ford-M23" 26
7 К. Ройтеманн "Brabham-Ford-BT42" 16
8 Д. Хант "March-Ford-731" 14
9 Д. Икс "Ferrari-312B3",
"McLaren-Ford-M23",
ISO-Ford-IR01
12
10 Ж.-П. Бельтуаз BRM-P160C 9
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок
и шесть - из следующих семи.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Lotus-Ford-72E" 92
2 "Tyrrell-Ford-006" 82
3 "McLaren-Ford-M23" 58
4 "Brabham-Ford-BT42" 22
5 "March-Ford-731" 14
6 "Ferrari-312B3" 12
7 BRM-P160C 12
8 "Shadow-Ford-DN1" 9
9 "Surtees-Ford-TS14A" 7
10 ISO-Ford-IR01 2

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей