ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Формула 1: оглавление

 История

Хроника чемпионатов: 1961 год
XII чемпионат мира


Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
Louise Bryden-Brown "Lotus-Climax-18" Т. Маггс (RSA)
"Camoradi" "Lotus-Climax-18", "Cooper-Climax-T53" И. Берджесс (GB), М. Грегори (USA)
"Centro Sud" "Cooper-Maserati-T51", "-T53" Л. Бандини (IT), М. Натили (IT)
"Colonia" "Lotus-Climax-18" В. Зайдель (D), М. Мэй (SWI)
"Cooper" "Cooper-Climax-T55", "-T58" Д. Брэбхэм (AUS), Б. Мак-Ларен (NZ)
"Ferrari" "Ferrari-156" Ф. Хилл (USA), В. фон Трипс (D), Р. Джинтер (USA), Р. Родригес (MEX),
В. Майресс (BELG), О. Жандебьен (BELG)
FISA "Ferrari-156" Д. Багетти (IT)
"Gilby" "Gilby-Climax" К. Грин (GB)
H&L "Cooper-Climax-T53" Д. Льюис (GB)
"J Frank Harrison" "Lotus-Climax-18" Л. Руби (USA)
"Lotus" "Lotus-Climax-18", "-18/21", "-21" И. Айрленд (GB), Д. Кларк (GB), Т. Тэйлор (GB), В. Майресс (BELG)
"Maarsbergen" "Porsche-718" К. Г. де Бофор (NL), Г. Херрманн (D)
"Momo" "Cooper-Climax-T53" У. Хансген (USA)
"Nationale Belge" "Emeryson-Maserati-1001",
"Emeryson-Climax-1001", "Lotus-Climax-18"
О. Жандебьен (BELG), Л. Бьянки (BELG), А. Пилетт (BELG), В. Майресс (BELG)
"Owen" BRM-Climax-P48/57 Т. Брукс (GB), Г. Хилл (GB)
"Tim Parnelle" "Lotus-Climax-18" Т. Парнелл (GB), Д. Эшмор (GB)
"Pescara Racing Club" "Cooper-Maserati-T51" Р. Пироччи (IT)
"Porsche" "Porsche-787", "-718" Д. Герни (USA), И. Бонньер (SW), Г. Херрманн (D)
"Sant'Ambroseus" "Ferrari-156" Д. Багетти (IT)
"Serenissima" "Cooper-Maserati-T51",
"de Tomaso-Alfa", "de Tomaso-OSCA"
М. Тринтиньян (FR), Д. Скарлатти (IT), Н. Ваккарелла (IT)
"Settecolli" "de Tomaso-OSCA" Р. Липпи (IT)
"de Tomaso" "de Tomaso-Alfa" Р. Буссинелло (IT)
"Fred Tuck" "Cooper-Climax-T45" Д. Фэйрмен (GB)
"UDT Laystall" "Lotus-Climax-18", "-18/21" О. Жандебьен (BELG), Г. Тэйлор (GB), К. Эллисон (GB), М. Грегори (USA),
Л. Бьянки (BELG), Х.-М. Бордеу (ARG)
"Rob Walker" "Lotus-Climax-18", "-18/21", "-21",
"Cooper-Climax-T53", "Ferguson-Climax-P99"
С. Мосс (GB), Д. Фэйрмен (GB)
"J Wheeler" "Lotus-Climax-18/21" П. Райан (CAN)
"John M. White" "Cooper-Climax-T53" Р. Пенске (USA)
"Yeoman Credit" "Cooper-Climax-T53" Д. Сертиз (GB), Р. Сальвадори (GB)
Частные автомобили:    
  "Cooper-Climax-T53" Б. Колломб (FR), Х. Шарп (USA)
  JBW-Climax Б. Нэйлор (GB)
  "Lotus-Climax-18" Т. Марш (GB), Д. Эшмор (GB)
  "Lotus-Maserati-18" Г. Старрабба (IT)
  "Lotus-Climax-18/21" Д. Холл (USA)

     1961 стал первым годом новой формулы 1, главным отличием которой стало ограничение рабочего объема двигателей 1500 см3. Команда "Ferrari", пожертвовав прошедшим сезоном, подготовила к 1961 году заднемоторную модель "-156", оснащенную совершенно новым двигателем V6, мощность которого достигала 180, а позже - и 190 л. с. Британские же производители двигателей - BRM и "Coventry Climax" - не успели подготовить новые двигатели к началу сезона. Единственным, подходившим под новые требования, был двигатель "Coventry Climax-FPF" формулы 2, разработанный еще в 1957 году и проигрывавший "Ferrari" по мощности как минимум 30 л. с. Впрочем, первая гонка сезона в Монако прошла под знаком господства Стирлинга Мосса на "Lotus-18" команды Роба Уокера: медленная трасса со множеством замысловатых поворотов предъявляла основные требования не к мощности двигателей, а к управляемости автомобилей (в чем "Lotus-18" практически не было равных) и мастерству гонщиков (в наличии такового у Мосса, естественно, никто не сомневался). Поэтому Мосс, выиграв сначала поул-позицию и в начале гонки пропустив вперед Ричи Джинтера на "Ferrari", вновь вышел в лидеры на четырнадцатом круге и сохранял свое первое место до самого финиша. Джинтер, разделивший в этой гонке лучшее время круга с Моссом, отстал на 3,6 с, а Фил Хилл, также на "Ferrari" - на 41,3. Четвертым был квалифицирован еще один гонщик "Ferrari" Вольфганг фон Трипс, но он не финишировал, попав в аварию на предпоследнем круге.

     Второй этап чемпионата состоялся в Нидерландах, и здесь преимущество "Ferrari" было очевидным: первый ряд на старте (Хилл и фон Трипс - 1 мин 35,7 с, Джинтер - 1 мин 35,9 с), семьдесят пять кругов лидерства фон Трипса и победный дубль (Хилл отстал на 0,9 с). За третью позицию боролись Джим Кларк на "Lotus" заводской команды и Грэхем Хилл на BRM. Для Хилла эта борьба окончилась вылетом с трассы и только восьмым местом на финише. Мосс, с трудом выдерживая давление со стороны Джинтера, смог-таки финишировать четвертым, а замкнул шестерку действующий чемпион Джек Брэбхэм на "Cooper". Любопытно, что все стартовавшие в этой гонке добрались до финиша - единственный раз в истории формулы 1! Все свое могущество команда "Ferrari" смогла показать на третьем этапе в Бельгии, где четыре гонщика на "-156" заняли первые четыре места: Ф. Хилл, фон Трипс (+0,7 с) и Джинтер (+19,5 с), а также присоединившийся в этой гонке к команде Оливье Жандебьен, чья машина была окрашена в национальный бельгийский гоночный цвет - желтый. Лучшим же гонщиком на британском автомобиле стал Джон Сертиз, финишировавший пятым и проигравший Хиллу почти полторы минуты. По итогам трех гонок лидером чемпионата был Ф. Хилл, имевший 19 очков согласно новой системе (за победу теперь начислялось девять очков); 18 имел фон Трипс. Мосс и Джинтер делили между собой третье и четвертое места с 12 очками каждый. Это была лидирующая группа чемпионата: занимавший пятое место Кларк имел всего 4 очка, а Жандебьен (шестой) - 3. В Кубке Конструкторов, где за победу все еще начислялось 8 очков, у "Ferrari" было 22, а у "Lotus" - 12 очков. Марка "Cooper", господствовавшая в прошлом сезоне, набрала за первые три этапа всего 4 очка.

     2 июля в Реймсе состоялся Гран При Франции. В третий раз подряд первые три места на старте оккупировали гонщики "Ferrari": Хилл, фон Трипс и Джинтер. Со старта они уже привычно ушли вперед, вслед за ними пристроился Мосс, а затем шла плотная группа, в составе которой были: Кларк и Иннес Айрленд, Г. Хилл, Иоаким Бонньер, Дэн Герни, Брюс Мак-Ларен и Джанкарло Багетти. Последний, проводивший свою первую гонку формулы 1 на "Ferrari-156", принадлежавшей итальянской "Federazione Italiane Scuderie Automobilistiche" (FISA), смог, используя преимущество двигателя, выйти на пятое место. В это время на представителей первой четверки обрушились всяческие несчастья. Сначала на девятнадцатом круге отказал двигатель на машине фон Трипса; затем отказали тормоза у Мосса; потом в шпильке Tillois ошибся пробывший лидером двадцать кругов Хилл (на финише он был лишь девятым с двухкруговым отставанием). Лидерство у Хилла унаследовал Джинтер, но всего лишь на три круга - упало давление масла, и американец сошел (хотя и был квалифицирован в итоговом протоколе пятнадцатым). В конце концов лидером совершенно неожиданно для всех, а в первую очередь - для себя, оказался Багетти. Однако его преследовали его буквально по пятам и искали возможности для обгона два пилота "Porsche" - Герни и Бонньер. Незадолго до финиша Бонньер был вынужден сбросить темп из-за неполадок, но оставался еще Герни, который на последнем круге вышел было вперед. Перед самым финишем Багетти снова обогнал его и выиграл, став, таким образом, единственным, кто сумел победить в своей первой гонке чемпионата мира (если, конечно, не считать Джузеппе Фарины). Герни отстал всего на 0,1 с, а Кларк (третий) - уже на 1 мин 01,1 с. Ввиду необычности своих результатов гонка не повлияла на положение лидеров чемпионата. Багетти и Герни делили теперь 5-6 места с 9 очками каждый.

      Гран При Великобритании вновь окончился победой "красных": фон Трипс одержал замечательную победу, под дождем выиграв у Хилла 46,0 с, а третьим стал Джинтер (+46,8 с). Мосс некоторое время оказывал им достойную конкуренцию, но сошел на сорок пятом круге из-за отказа тормозов. Попытка продолжить гонку на полноприводном автомобиле "Ferguson-Climax-P99" также не имела успеха - смена машин во время гонки уже была объявлена "вне закона", и Мосс был дисквалифицирован. Свой лучший результат в сезоне показал Брэбхэм, став четвертым. Эта гонка принесла "Ferrari" первый Кубок Конструкторов - на ее счету было 38 очков, в то время как у "Lotus" - только 16. Даже если бы гонщики "Lotus" и выиграли три оставшиеся этапа, у "Ferrari" все равно было бы на два очка больше.

      Гран При Германии 1961 года был сотым этапом чемпионатов мира (считая 500-мильные гонки в Индианаполисе в 1950-1960). Здесь, на Нюрбургринге, Мосс реабилитировался и доказал всем, что его умение ездить под дождем стоит всего технического преимущества "Ferrari": если в квалификации, проходившей "посуху", он проиграл Хиллу 6,5 с, то в гонке равных ему не было. Два лидера чемпионата боролись за второе место, не раз рискуя вылететь с трассы. Схватка завершилась в пользу фон Трипса, имевшего теперь 33 очка против 29 у Ф. Хилла. Мосс вернул себе третье место в чемпионате (21 очко), опередив Джинтера (16). 11 очков было у Кларка, а по 9 - у Багетти и Герни.

      От седьмого этапа - Гран При Италии - ждали решающей схватки за титул чемпиона между Ф. Хиллом и фон Трипсом. Но уже на втором круге гонки произошла трагедия: из-за столкновения фон Трипса с Кларком погибли четырнадцать зрителей и сам фон Трипс. Еще более двадцати человек было ранено. Виновником происшедшего посчитали Кларка. Его уже разыскивала полиция, и только срочный вылет в Великобританию спас Кларка от ареста и суда. Его еще долго обвиняли в неумышленном убийстве фон Трипса. Но, как бы то ни было, с гибелью своего основного соперника Ф. Хилл стал чемпионом мира, так как теперь, выиграв гонку, он имел 34 очка - на одно больше, чем фон Трипс, а Мосс очков в Монце не получил и не мог претендовать на большее, чем третье место в чемпионате: новый 8-цилиндровый двигатель "Coventry Climax-FMWV", развивавший, как и "Ferrari", 190 л. с., появился слишком поздно. Вторым в Монце финишировал Герни, третьим - Мак-Ларен, а четвертым - Джек Льюис на частном "Cooper".

      В третий раз за три года Гран При США проводился на новой трассе, на этот раз в Уоткинс Глен в штате Нью-Йорк. "Ferrari" в знак траура не принимала участия в гонке. В этих условиях за победу сражались Брэбхэм, единственный раз в сезоне стартовавший с поул-позиции, и Мосс. Когда оба почти одновременно сошли (на пятьдесят восьмом круге остановился с перегревшимся двигателем Брэбхэм, а кругом позже отказал мотор у Мосса), лидерство перехватил и выиграл гонку Айрленд. Это была первая победа заводской команды "Lotus" в формуле 1. Второе место занял Герни. Тони Брукс, проводивший свою последнюю гонку формулы 1, стал третьим, а его товарищ по команде BRM Г. Хилл занял пятое место.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Ф. Хилл "Ferrari-156" 34
2 В. фон Трипс "Ferrari-156" 33
3 С. Мосс "Lotus-Climax-18" 21
4 Д. Герни "Porsche-718" 21
5 Р. Джинтер "Ferrari-156" 16
6 И. Айрленд "Lotus-Climax-21" 12
7 Д. Кларк "Lotus-Climax-21" 11
8 Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T55" 11
9 Д. Багетти "Ferrari-156" 9
10 Т. Брукс BRM-Climax-P48/57 6
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Ferrari-156" 40
2 "Lotus-Climax-21", "-18" 32
3 "Porsche-718" 22
4 "Cooper-Climax-T55", "-T58" 14
5 BRM-Climax-P48/57 7

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей