Хроника чемпионатов: 1959 год
X чемпионат мира
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Ace Garage-Rotherham" |
"Cooper-Climax-T51" |
Т. Тэйлор (GB) |
"Aston-Martin" |
"Aston-Martin-DBR4/250" |
К. Шелби (USA), Р. Сальвадори (GB) |
"Bleue" |
"Cooper-Climax-T51" |
Г. Шелл (USA) |
"Alan Brown" |
"Cooper-Climax-T45" |
М. Тэйлор (GB), П. Эшдаун (GB) |
BRP |
BRM-P25, "Cooper-Climax-T51",
"Cooper-Borgward-T51" |
С. Мосс (GB), А. Бьюб (GB), К. Бристоу (GB), Г. Херрманн (D) |
"Camoradi" |
"Tec-Mec-Maserati-F415" |
Ф. д'Ори (BR) |
"Centro Sud" |
"Cooper-Maserati-T51", "Maserati-250F" |
И. Берджесс (GB), К. Дэвис (GB), Ф. д'Ори (BR), Г. Херрманн (D),
М. А. Кабрал (POR), А. Байярдо (URU) |
"Connaught-Paul Emery" |
"Connaught-Alta-C" |
Б. Сэйд (USA) |
"Cooper" |
"Cooper-Climax-T51" |
Д. Брэбхэм (AUS), Б. Мак-Ларен (NZ), М. Грегори (USA), Д. Скарлатти (IT) |
"Dorchester Service Station" |
"Lotus-Climax-16" |
Д. Пайпер (GB) |
"Ferrari" |
"Ferrari-246" |
Т. Брукс (GB), Ф. Хилл (USA), Д. Герни (USA), Ж. Бера (FR),
В. фон Трипс (D), О. Жандебьен (BELG), К. Эллисон (GB) |
"David Fry" |
"Fry-Climax" |
М. Паркс (GB) |
"John Fisher" |
"Lotus-Climax-16" |
Б. Хэлфорд (GB) |
"Gilby" |
"Cooper-Climax-T43" |
К. Грин (GB) |
HEM |
"Cooper-Climax-T43", "Cooper-Maserati-T45" |
Р. Сальвадори (GB), Д. Фэйрмен (GB) |
"Leader Cars" |
"Kurtis-Offenhauser" |
Р. Уорд (USA) |
"Lotus" |
"Lotus-Climax-16" |
Г. Хилл (GB), И. Айрленд (GB), А. Стеси (GB), П. Лавли (USA) |
"Maarsbergen" |
"Porsche-RSK" |
К. Г. де Бофор (NL) |
"Monte Carlo" |
"Maserati-250F" |
А. Тестю (MON) |
"Nationale Belge" |
"Cooper-Climax-T51" |
Л. Бьянки (BELG), А. де Шанжи (BELG) |
OSCA |
"Cooper-OSCA-T43" |
А. де Томасо (ARG) |
"Owen" |
BRM-P25 |
И. Бонньер (SW), Г. Шелл (USA), Р. Флокхарт (GB) |
"Fred Tuck" |
"Cooper-Climax-T45" |
Б. Хэлфорд (GB), Л. Бьянки (BELG) |
"Reg Parnell" |
"Cooper-Climax-T45", "-T51" |
Г. Тэйлор (GB), Т. Парнелл (GB) |
"Porsche" |
"Porsche-RSK", "-718" |
М. Т. де Филиппис (IT), В. фон Трипс (D) |
"Mike Taylor" |
"Cooper-Climax-T45" |
Д. Константайн (USA) |
"Ugolini" |
"Maserati-250F" |
Д. Скарлатти (IT), К. Г. де Бофор (NL) |
"United Racing Stable" |
"Cooper-Climax-T51" |
Б. Мосс (GB) |
"Vanwall" |
"Vanwall-VW" |
Т. Брукс (GB) |
"Ottorino Volonterio" |
"Maserati-250F" |
Д. Кабьянка (IT) |
"Rob Walker" |
"Cooper-Climax-T51" |
С. Мосс (GB), М. Тринтиньян (FR) |
Частные автомобили: |
|
|
|
"Cooper-Climax-T45" |
Ж. Люсьенбонне (FR) |
|
JBW-Maserati |
Б. Нэйлор (GB) |
|
"Lotus-Climax-12" |
Д. Тэйлор (GB) |
|
"Maserati-250F" |
Ф. Кейд (USA) |
|
"Porsche-RSK" |
Ж. Бера (FR), Г. Бланчард (USA) |
Уход команды "Vanwall" из формулы 1 после сезона 1958 года вовсе не означал, что эра "британского гоночного зеленого" завершилась: оставались еще "Cooper" и BRM, неуклонно прогрессировавшие на протяжении последних лет; к ним в сезоне-59 прибавилась и новая для формулы 1 марка "Aston-Martin". Но не следовало сбрасывать со счетов и "Ferrari", оставшуюся в одиночку защищать честь Италии на трассах чемпионатов мира (если не считать немногочисленные частные "Maserati" и единственный старт на Гран При США автомобиля "Tec-Mec", фактически представлявшего собой вариант "Maserati-250F tipo 4", так и не построенного самой фирмой "Maserati").
Гран При Аргентины в этом сезоне был отменен, не в последнюю очередь из-за ухода из гонок великого Маэстро Хуана Мануэля Фанхио, и чемпионат начался очень поздно - 10 мая - гонкой в Монако. Поул-позицию занял Стирлинг Мосс на "Cooper" команды Роба Уокера, показавший время 1 мин 39,6 с, а первый ряд с ним разделили Жан Бера на "Ferrari" и Джек Брэбхэм - гонщик заводской команды "Cooper". Со старта вперед вырвался Бера, однако он продержался впереди лишь двадцать один круг: начались механические неполадки, и сначала француз пропустил вперед Мосса, а тремя кругами позже покинул гонку. Моссу также не было суждено в тот день увидеть клетчатый флаг - сход на восемьдесят втором круге из-за поломки коробки передач. После Мосса лидерство перехватил и довел гонку до победного конца Брэбхэм, одержав свою первую в формуле 1 победу. Тони Брукс на "Ferrari" отстал на 20,4 с, а все остальные, во главе с Морисом Тринтиньяном на "Cooper" Уокера - на два, три, четыре круга.
Вторым этапом чемпионата считалась 500-мильная гонка в Индианаполисе. Как всегда, никто из гонщиков формулы 1 не решился ехать в США; первая же пятерка "Indy-500", получившая очки в зачет чемпионата мира, состояла из местных звезд: Роджер Уорд, Джим Рэтманн, Джонни Томсон, Тони Беттенхаузен и Пол Голдсмит.
Вернемся теперь в Европу, где чемпионат продолжился Гран При Нидерландов. Эта гонка принесла первый успех марке BRM: Иоаким Бонньер одержал уверенную победу над гонщиками на автомобилях "Cooper". Соперниками его были представители заводской команды - Брэбхэм и Мастен Грегори, - и Мосс. Двое первых, хотя и оба лидировали какое-то время, финишировали вторым и третьим, а Мосса, вышедшего вперед за пятнадцать кругов до финиша, снова подвела коробка передач (лучший круг, впрочем, остался на его счету). Вслед за тройкой призеров завершил свою первую гонку Иннес Айрленд на "Lotus", а пятым стал Бера.
Четвертый этап - Гран При Франции, прошедший в Реймсе 5 июля, - окончился триумфом команды "Ferrari": Брукс, стартовав с поул-позиции, одержал победу, опередив своего товарища по команде Фила Хилла, а Оливье Жандебьен стал четвертым. Однако эта гонка вовсе не означала поражение "Cooper": на длинных прямых французской трассы все решала не управляемость - конек заднемоторных "Cooper", - а мощность двигателя, где "Ferrari" были вне конкуренции. Брэбхэм стал лишь третьим, а Брюс Мак-Ларен - пятым. Мосс, чтобы не прогадать, пересел на переднемоторный BRM команды BRP, но сошел, когда боролся за второе место.
Уже на следующем этапе в Великобритании команда "Cooper" вновь выдвинулась на лидирующие позиции: Брэбхэм занял поул-позицию и, проведя впереди всю дистанцию гонки, одержал свою вторую в сезоне победу; Мак-Ларен стал третьим. Мосс (вновь на BRM) мог выиграть в Эйнтри, но он был вынужден совершить пит-стоп, в то время как Брэбхэму этого не требовалось, и финишировал вторым, отстав на 22,2 с, но опередив Мак-Ларена на 0,2. Эти двое, кстати, поделили между собой очко за лучший круг в гонке. Успех команды "Aston-Martin" в квалификации (Рой Сальвадори стартовал вторым, показав одинаковое с Брэбхэмом время) не продолжился в гонке - лишь шестое место с кругом отставания. "Ferrari" в этом Гран При не участвовала из-за забастовок в Италии.
Гран При Германии, шестой этап чемпионата, первый и единственный раз в формуле 1 проводился на берлинском треке Авус, а результаты гонки высчитывались по результатам двух заездов по тридцать кругов каждый. Трасса, фактически состоявшая из двух прямых и двух поворотов, как нельзя лучше подходила для автомобилей "Ferrari". Гонщики на "Cooper" еще пытались побороться с "ферраристами" в квалификации - места в первом ряду вместе с Бруксом и дебютантом сезона Дэном Герни заняли Мосс и Брэбхэм, - но в гонке противопоставить "жеребцам из Маранелло" им было явно нечего. Лишь Грегори какое-то время боролся за лидерство с Бруксом и Герни в первом заезде, но сошел незадолго до конца заезда со сгоревшим двигателем. Второй же заезд можно охарактеризовать несколько по-театральному: те же и Хилл. "Те же" (Брукс и Герни) в итоге и заняли два первые места, Хилл разместился на третьем, а лучшим из гонщиков на "Cooper" стал Тринтиньян, финишировавший четвертым.
После шести этапов Брэбхэм сохранял лидерство в чемпионате с 27 очками. Две победы Брукса позволили ему переместиться на второе место с 23 очками, опередив Хилла (13) и Бонньера (10). 9 очков было у Тринтиньяна, 8,5 - у Мосса. В Кубке Конструкторов у "Cooper" было 29 очков, у "Ferrari" - 24, у BRM - 16.
Седьмая гонка сезона - Гран При Португалии - единственный раз прошла на трассе в Монсанту. Гонка началась очень поздно, чтобы избежать дневной жары, и закончилась уже после семи часов вечера! Мосс здесь наконец-то смог прервать цепь неудач, показав score parfait. Брэбхэм здесь до финиша не добрался (сход на двадцать четвертом круге), и второе место досталось Грегори, отставшему на круг. Мосс сумел победить и в предпоследней гонке чемпионата в Италии, где половину дистанции сражался с Хиллом и уступил-таки тому очко за лучший круг, и выйти на второе место с 25,5 очка, оттеснив Брукса, не блиставшего на двух прошедших этапах и все еще имевшего 23, на третье. Брэбхэм, ставший в Италии третьим, по-прежнему лидировал в чемпионате, имея 31 очко. Четвертое место занимал Хилл - результат, показанный в Монце, довел его счет до 20 очков, - но претендовать на титул он уже не мог. На этом этапе марка "Cooper" выиграла Кубок Конструкторов - пять лучших результатов составляли 38 очков. У "Ferrari" же было 32 очка, причем худшим результатом в зачете Кубка Конструкторов было третье место. Поэтому даже в случае победы на последнем этапе у "Ferrari" было бы всего 36 очков.
Сезон завершился первым в формуле 1 Гран При США, прошедшем на аэродроме Себринг во Флориде, более известном по 12-часовым гонкам спортивных автомобилей. Мосс, имевший шансы на победу в чемпионате, выиграл квалификацию, проехав круг ровно за три минуты и опередив второго на старте Брэбхэма на целых три секунды. Со старта он вышел вперед и лидировал до тех пор, пока на шестом круге поломка коробки передач (четвертый раз в восьми гонках!) не вывела его из борьбы. Другой претендент на чемпионское звание - Брукс - в начале гонки столкнулся с Вольфгангом фон Трипсом и финишировал лишь третьим, отстав от победителя на 3 мин 00,9 с. У лидировавшего после схода Мосса Брэбхэма за триста метров до финиша кончилось топливо, но он сумел закончить гонку четвертым, затратив на прохождение этих трехсот метров пять минут - он сам толкал машину к финишу и в конце концов отстал от победителя на 4 мин 57,3 с. Очков к своему счету он не прибавил, так как в зачет шли пять лучших результатов, но титул чемпиона все равно достался ему. Победителем же здесь стал Мак-Ларен, одержавший первую из своих четырех побед в чемпионатах мира. Тринтиньян показал лучший круг и стал вторым (+0,6 с).
Чемпионат-59 стал переломным в еще недолгой к тому времени истории формулы 1: впервые заднемоторные автомобили на деле доказали свое преимущество перед классической компоновкой. Проигрывали "Cooper" лишь по мощности, что было заметно на скоростных трассах, но общая картина явно складывалась в их пользу. Во всяком случае, уже в следующем сезоне у "Cooper" появились последователи.
Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Брэбхэм |
"Cooper-Climax-T51" |
31 |
2 |
Т. Брукс |
"Ferrari-246" |
27 |
3 |
С. Мосс |
"Cooper-Climax-T51",BRM-P25 |
25,5 |
4 |
Ф. Хилл |
"Ferrari-246" |
20 |
5 |
М. Тринтиньян |
"Cooper-Climax-T51" |
19 |
6 |
Б. Мак-Ларен |
"Cooper-Climax-T51" |
16,5 |
7 |
Д. Герни |
"Ferrari-246" |
13 |
8 |
И. Бонньер |
BRM-P25 |
10 |
9 |
М. Грегори |
"Cooper-Climax-T51" |
10 |
10 |
Р. Уорд |
"Watson-Offenhauser" |
8 |
|
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2.
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Cooper-Climax-T51" |
40 |
2 |
"Ferrari-246" |
32 |
3 |
BRM-P25 |
18 |
4 |
"Lotus-Climax-16" |
5 |
|
|
|