Хроника чемпионатов: 1957 год
VIII чемпионат мира
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Centro Sud" |
"Maserati-250F", "Ferrari-500" |
Г. Шелл (USA), И. Бонньер (SW), А. де Томасо (ARG), М. Грегори (USA),
Г. Херрманн (D), А. Симон (FR) |
"Connaught" |
"Connaught-Alta-B" |
С. Льюис-Эванс (GB), А. Бьюб (GB) |
"Cooper" |
"Cooper-Climax-T43" |
Д. Брэбхэм (AUS), Л. Лестон (GB), М. Мак-Дауэл (GB), Р. Сальвадори (GB) |
"Ferrari" |
"Ferrari-801" |
М. Хоуторн (GB), Л. Муссо (IT), Э. Кастеллотти (IT), П. Коллинз (GB), М. Тринтиньян (FR),
В. фон Трипс (D), А. де Портаго (ESP), Х. Ф. Гонсалес (ARG), Ч. Пердиза (IT) |
"Gilby" |
"Maserati-250F" |
А. Бьюб (GB) |
"Maarsbergen" |
"Porsche-550RS" |
К. Г. де Бофор (NL) |
"Maserati" |
"Maserati-250F" |
Х. М. Фанхио (ARG), Ж. Бера (FR), С. Мосс (GB), Г. Шелл (USA), К. Мендитеги (ARG), Д. Скарлатти (IT),Г. Херрманн (D) |
"Owen" |
BRM-P25 |
Р. Флокхарт (GB), Р. Сальвадори (GB), Х. Мак-Кей-Фрейзер (USA),
Д. Фэйрмен (GB), Л. Лестон (GB) |
"Porsche" |
"Porsche-550RS" |
У. Мальоли (IT), Э. Барт (D) |
"Ridgeway Management" |
"Cooper-Climax-T43" |
Т. Марш (GB), П. Ингленд (AUS) |
"Vandervell" |
"Vanwall-VW" |
С. Мосс (GB), Т. Брукс (GB), С. Льюис-Эванс (GB), Р. Сальвадори (GB) |
"Ottorino Volonterio" |
"Maserati-250F" |
А. Симон (FR), О. Волонтерио (SWI) |
"Rob Walker" |
"Cooper-Climax-T43" |
Д. Брэбхэм (AUS) |
Частные автомобили: |
|
|
|
"Cooper-Climax-T43" |
Д. Гибсон (GB), Б. Нэйлор (GB) |
|
"Cooper-Bristol-T44" |
Б. Джерард (GB) |
|
"Maserati-250F" |
И. Бонньер (SW), Ф. Годиа (ESP), Г. Гоулд (GB), Л. Пиотти (IT), Б. Хэлфорд (GB) |
Перед началом сезона 1957 года расстановка сил в формуле 1 мало изменилась. На вершине по-прежнему был четырехкратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио, из "Ferrari" перешедший теперь в "Maserati". В Маранелло же существенно переработали прошлогодние "Lancia-Ferrari-D50" и получили практически новые автомобили, получившие заводской индекс "Ferrari-801". Эти две итальянские команды и считались фаворитами чемпионата. Английскую "конюшню" "Vanwall", куда перешел двукратный вице-чемпион мира Стирлинг Мосс, мало кто рассматривал всерьез.
В четвертый раз за четыре года Хуан Мануэль Фанхио выиграл Гран При Аргентины, свою домашнюю гонку, открывавшую восьмой чемпионат мира. Товарищ Фанхио по команде Жан Бера, сражавшийся с ним на протяжении почти всей дистанции, занял в итоге второе место, проиграв победителю 18,3 с. Следом финишировали еще два гонщика на "Maserati" - Карлос Мендитеги (-1 круг) и Гарри Шелл (-2 круга), - а Стирлинг Мосс, также выступавший на "Maserati" (команда "Vanwall" в этой гонке не участвовала), стартовал с поул-позиции, но финишировал лишь восьмым, показав, однако, лучший круг в гонке. Команда "Ferrari" не смогла достойно ответить на такой удар: хотя в начале гонки Питер Коллинз и Эудженио Кастеллотти и боролись с Бера за лидерство, оба они сошли. В конце концов "Ferrari" в Буэнос-Айресе достались только пятое (Хосе Фройлан Гонсалес и Альфонсо де Портаго) и шестое (Коллинз, Вольфганг фон Трипс и Чезаре Пердиза) места.
В Монако на старт наконец вышла команда "Vanwall" со своими новыми автомобилями, и Мосс тут же показал третье время в квалификации. Он лидировал первые четыре круга, но на пятом, столкнувшись с Коллинзом и Майком Хоуторном, выбыл из гонки. После этого у Фанхио не осталось конкурентов: не сумевший реализовать свою поул-позицию и проигравший старт аргентинец блестяще реабилитировался, удержав лидерство на протяжении оставшихся ста кругов. Тони Брукс на "Vanwall" занял второе место, отстав на 25,2 с. Третье и четвертое места заняли два гонщика, дебютировавшие здесь в чемпионате мира: Мастен Грегори и Стюарт Льюис-Эванс (последние три очка команды "Connaught"). Пятым финишировал опытный Морис Тринтиньян, сменивший в "Ferrari" Кастеллотти, погибшего во время тестов команды в Модене. Третьим в гонке долго шел Джек Брэбхэм на "Cooper-Climax-T43" с задним расположением двигателя. Трасса в Монако давала преимущество такой конструкции, но за три круга до финиша отказал топливный насос. С превеликим трудом Брэбхэм добрался до финиша шестым - время "заднемоторной революции" еще не наступило.
7 июля прошел Гран При Франции. Фанхио занял поул-позицию (2 мин 21,5 с), вторым на старте стоял Бера (2 мин 22,6 с), третьим - Луиджи Муссо на "Ferrari" (2 мин 22,7 с). Муссо лидировал первые три круга, но затем уступил атакам Фанхио и проиграл ему на финише 50,8 с. Коллинз и Хоуторн финишировали третьим и четвертым. В результате после четырех гонок сезона (третьим этапом считалась "Indy-500", которую выиграл Сэм Хэнкс) Фанхио имел 25 очков, в то время как ни один из его преследователей не набрал больше восьми (Хэнкс и Бера)! Мосс, два года подряд становившийся вторым в чемпионате, имел всего одно очко за лучший круг в Аргентине. Однако на пятом этапе в Великобритании через две недели именно Мосс прервал победную серию Фанхио. Он занял поул-позицию (2 мин 00,2 с), опередив Бера и Брукса. Вскоре после старта двигатель на автомобиле Мосса начал давать перебои, и Бера вышел вперед. Срочный визит в боксы не дал никакого результата. Тогда Бруксу (находившемуся на шестом месте) было дано указание заехать в боксы и отдать автомобиль Моссу. На трассу Мосс вернулся уже девятым, но быстро вышел на четвертое место, позади Стюарта Льюис-Эванса, Хоуторна и Бера. Льюис-Эванс довольно скоро был вынужден сбавить скорость и стал в итоге лишь седьмым с восьмикруговым отставанием, Бера сошел на семидесятом круге из-за неисправности сцепления, Хоуторн был на финише только третьим, и Мосс выиграл гонку. Это был памятный день для британского автоспорта - впервые автомобиль, окрашенный в "британский гоночный зеленый", с англичанином за рулем, выиграл этап чемпионата мира, а то обстоятельство, что это произошло именно в Великобритании, делало событие еще более символичным.
Фанхио, несмотря на неудачу в Эйнтри, где он сошел, оставался лидером чемпионата, опережая ближайшего преследователя - Муссо - на 12 очков. Для того, чтобы окончательно стать недосягаемым для соперников, ему было нужно победить в Гран При Германии 4 августа. Эта гонка стала звездным часом карьеры Фанхио в формуле 1. В квалификации он показал время 9 мин 25,6 с - почти на три секунды лучше, чем второй результат Хоуторна. Он проиграл старт Хоуторну и Коллинзу, но на третьем круге обошел их и начал уходить в отрыв: его "Maserati" имела половинный запас топлива и была поэтому гораздо легче, чем "Ferrari" соперников, но это вынуждало Фанхио совершить пит-стоп на середине дистанции. Все шло по плану, и к моменту заезда в боксы он имел 28 с преимущества над Хоуторном. Но дозаправка затянулась, и Фанхио выехал на трассу, отставая от соперников на 50 с. Он в невероятном темпе стал догонять их, пройдя под конец большое кольцо Нюрбургринг за 9 мин 17,4 с - на 24,2 с лучше, чем свой прошлогодний результат! К последнему кругу он настиг и опередил сначала Коллинза, а потом и Хоуторна и финишировал с преимуществом в 3,6 с (142,943 км/ч). После финиша Фанхио заявил: "Я достиг предела возможностей автомобиля, а, может быть, и перешел его. Я больше никогда не буду ездить с таким риском и знаю, что это было в последний раз". Это действительно была последняя, двадцать четвертая, победа Фанхио в формуле 1, однако она принесла ему пятый титул чемпиона мира. Коллинз, чьи очки были разбиты вылетевшим из-под колеса машины Фанхио камнем, отстал на 35,6 с. Вслед за ним финишировали Муссо (3 мин 37,6 с отставания) и Мосс (4 мин 37,5 с).
Гонки в Бельгии и Нидерландах были отменены, и в календарь была срочно введена итальянская гонка, проводившаяся на 25-километровом кольце по дорогам общего пользования к северо-западу от города Пескара. Команда "Ferrari" в этом Гран При не участвовала - Энцо Феррари всегда был принципиальным противником дорожных гонок. Для Муссо был выставлен "частный" автомобиль, на котором он занял в квалификации третье место и лидировал первый круг, после чего пропустил вперед Мосса, а на десятом круге сошел из-за утечки масла. Мосс выиграл у ставшего вторым Фанхио 3 мин 13,9 с - и это несмотря на то, что в квалификации проиграл ему же 10,1 с! Команда "Vanwall" явно становилась грозным соперником, и это ярко продемонстрировала и заключительная, восьмая, гонка сезона, состоявшаяся 8 сентября в Монце. Здесь гонщики "Vanwall" показали три лучших результата в квалификации: Льюис-Эванс занял поул-позицию (1 мин 42,4 с), вторым стартовал Мосс (1 мин 42,7 с), третьим - Брукс (1 мин 42,9 с). В то время первый ряд стартового поля Монцы, как и большинства других трасс формулы 1, занимали три гонщика, но обеспокоенные участью родных "Ferrari" и "Maserati" организаторы гонки пустили в ход нечестные приемы и объявили, что с первого ряда будут стартовать четыре участника. Так рядом с тремя "Vanwall" оказалась "Maserati" Фанхио, показавшего 1 мин 43,1 с. Но сразиться с британской командой ему удалось лишь в начале гонки, когда он на четыре круга отобрал лидерство у Мосса. Затем Мосс вновь вышел вперед, а с Фанхио довольно быстро расправился еще и Брукс. Потом Тони обошел и Мосса, а еще тремя кругами позже уступил атакам Льюис-Эванса. Последний начал было уходить в отрыв, но из-за поломки двигателя сбавил скорость и, продержавшись в гонке еще некоторое время и опустившись на тринадцатое место, сошел окончательно. Это произошло на двадцатом круге, а с двадцать первого и до конца гонки вновь лидировал Мосс. Фанхио стал вторым, проиграв ему 41,2 с. Аргентинский Маэстро, не имевший себе равных в трех предыдущих сезонах, внезапно столкнулся с очень сильными конкурентами - британскими гонщиками на британских машинах. Это и стало началом конца эры господства красного цвета на трассах чемпионатов мира - уже в следующем году формула 1 начала быстро зеленеть.
Личный зачет:
Система начисления очков: : 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Х.-М. Фанхио |
"Maserati-250F" |
40 |
2 |
С. Мосс |
"Vanwall-VW1-10/57",
"Maserati-250F" |
25 |
3 |
Л. Муссо |
"Ferrari-801" |
16 |
4 |
М. Хоуторн |
"Ferrari-801" |
13 |
5 |
Т. Брукс |
"Vanwall-VW1-10/57" |
11 |
6 |
М. Грегори |
"Maserati-250F" |
10 |
7 |
С. Хэнкс |
"Epperly-Offenhauser" |
8 |
8 |
Ж. Бера |
"Maserati-250F" |
8 |
9 |
П. Коллинз |
"Ferrari-801" |
8 |
10 |
Г. Шелл |
"Maserati-250F" |
8 |
|
|
|