ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Формула 1: оглавление, чемпионы

 Чемпионы
Jackie Stewart  

Джеки Янг Стюарт

Дата рождения: 11 Июня, 1939 (Дунбартон, Шотладия)
Гражданство: Великобритания
Годы в F1: 1965-1973
Был пилотом в команде(ах): BRM, Матра, Тирелл

 


ЧМ Старты Победы Подиумы Поулы Первый
Ряд
Лучшие круги Очки в ЧМ Очки в ЧМ (new)*
1969, 1971, 1973 99 27 43 17 42 15 360 378

Половина любителей автогонок считают Стюарта одним из величайших пилотов в истории. Умный, быстрый, осторожный, с великолепной реакцией и чувством машины. Открытый и приятный в общении человек, преданный супруг, заботливый отец - вот каков трехкратный чемпион мира, победитель 27 "Гран-при" Формулы 1. Изворотливый плут, который может уговорить кого угодно на что угодно. Холодный и скупой делец, для кого не существует ничего превыше фунта стерлингов - считала другая половина гоночных фанатов 60 - 70-х годов. "Если Джеки по-настоящему берется за дело, - заметил как-то его земляк Иннес Айрленд, - он может уговорить голодного терьера отказаться от куска мяса" Стюарт первым стал думать глобально, когда это еще не было модно, он был первым настоящим бизнесменом в формуле 1 - говорили одни. С него началось превращение романтического вида спорта в состязание на толщину кошелька - парировали другие. Стюарт был зачинателем борьбы за безопасность, ему обязаны жизнью многие пилоты и зрители - защищали своего кумира его поклонники. Невелика заслуга, если свой крестовый поход за безопасность он объявил из обыкновенной трусости - не унимались их оппоненты. Кто же он на самом деле, этот загадочный шотландец?

Дед Джеки был егерем. А сам он родился в деревушке Дамбек - несколько каменных домов в графстве Дамбертоншир - 11 июня 1939 года. И в полном соответствии с бернсовской литературной шотландской традицией, ходил на охоту с дедом, отцом и старшим братом, еще в детстве став отличным стрелком. Отцовское дело - у Стюарта-старшего были автомастерская и заправочная станция в Дамбертоне не слишком привлекало Джеки. Джимми, старше его на восемь лет, с детства любил возиться с железками и вскоре стал подающим надежды автогонщиком. В 1953 году он даже вышел на старт британского Гран-при. Джеки же больше нравилось выслеживать лис и охотиться на серн. Благодаря своему охотничьему искусству Джеки даже удалось прославиться. В 17 лет он занялся стендовой стрельбой, через год стал чемпионом Шотландии, через два выиграл Кубок наций, а в 1960 году попал на отборочные соревнования к римской Олимпиаде. И проиграл. Из-за одной-единственной неразбитой мишени Стюарт остался дома, а в Италию поехал Джон Брайтуэйт, которому через восемь лет предстояло стать олимпийским чемпионом Мехико. Разумеется, это был чувствительный удар по самолюбию, но Джеки очень быстро убедил себя и других, что стендовой стрельбой много не заработаешь. Теперь он трудился в гараже отца - заправлял, мыл, чинил автомобили земляков и заезжих туристов. Дело ему быстро понравилось, и Джеки решил пойти на вечерние курсы (в свое время вольный житель шотландских гор со школой не дружил), чтобы потом выучиться на инженера.

Однажды в мастерской Стюартов появился спортивный "Эй-Си-Бристоль" известного гонщика из Глазго Барри Филлера. "Мотор будто умирает, - пожаловался он молодому механику. - Справишься?" "Постараюсь", - ответил Джеки. Стюарт справился, и Филлер - а он был богатым владельцем гоночной "конюшни" - смышленого паренька не забыл. Вскоре для одной из клубных гонок ему понадобился пилот. Барри отправился в Дамбертон. Три сезона, с 1961 по 1963 годы, Джеки работал в гараже отца, занимался на досуге стендовой стрельбой, а иногда, по выходным (не слишком часто, потому как не видел в этом ни большой пользы, ни особого удовольствия) выступал в различных любительских соревнованиях, но неожиданно для самого себя обнаружил, что автогонки - довольно выгодный бизнес. За выходной он получал иногда 25 фунтов - намного больше, чем за неделю работы в мастерской. И к началу 1964 года на банковском счету Джеки Стюарта лежала вполне приличная по тогдашним деревенским понятиям сумма -150 фунтов стерлингов. Как вы понимаете, теперь самое время появиться на сцене и героине баллады - неприступной шотландской красавице. Хелен Мак-Грегор было 17, и работала она кассиршей местного банка. Но Джеки - небольшого росточка, немножко косноязычный деревенский механик - показался ей скучным и глуповатым. И уж точно не походил на сказочного принца, которого обязана ждать 17-летняя красавица. Они расстались, но через несколько месяцев Джеки напомнил о себе. А еще через год сыграли свадьбу -с волынками и элем. "Ха-ха, вот сватовство!" - наверняка похвалил бы своего земляка Берне и добавил бы: "Оно, конечно, высоко летит иная птица. Но в дальней птице так легко порою ошибиться". Вряд ли даже в самых радужных мечтах Хелен представлялось, что сказочный принц введет ее в настоящие королевские дворцы и чертоги миллиардеров, что ее будут принимать президенты и поздравлять принцессы. Впрочем, до этого еще было довольно далеко.

В самом начале 1964 года на автодроме в Гудвуде проходили тесты нескольких команд формулы 3. Среди молодых, никому не известных пилотов был и Брюс Мак-Ларен, победитель трех гран-при формулы 1, вице-чемпион мира 1960 года. Представляете, как удивил всех Стюарт, на таком же "Купере" побив время новозеландца! И Кен Тиррел немедленно предложил Джеки годичный контракт на выступления в его команде в британском первенстве ФЗ.

Однако новоиспеченный профи не переоценивал собственных сил. Он подошел к Иону Янгу, который был тогда секретарем Мак-Ларена, и попросил стать своим менеджером, пообещав десятую часть всех будущих доходов. "Сегодня те, кто не знают этой истории, очень удивляются, - писал через тридцать лет Янг, - что я отказал Джеки Стюарту. Но кем он был тогда? Мальчишка из формулы "Юниор"! А я - менеджер пилота чемпионата мира". Прошло всего полтора года, и, поздравляя Стюарта с победой в Гран-при Италии, Янг написал Джеки шутливое письмо: "Твое мастерство и моя вера в твою счастливую звезду помогли мне выиграть пять фунтов на тотализаторе. Я вижу, что мы можем поработать над этим вместе. И оба станем миллионерами, вместо того, чтобы им стал только ты". Но было поздно - даже для шуток. Джеки стремительно вырос из коротких штанишек. Он выиграл британское первенство ФЗ и традиционную гонку этой формулы в Монако. Он уже успел расстаться с Тиррелом и даже отказаться от места в "Лотосе".

Джеки всегда все рассчитывал очень точно, продумывая каждый свой шаг до мелочей, и если наступал на грабли, то один лишь раз - не больше. Так, отправляясь однажды на гонки на континент, он забыл бумажник с паспортом и билетами на крыше своего "Эм-Джи". Только в Дувре пропажа обнаружилась, пришлось звонить в полицию... К счастью, все обошлось. Но с тех пор Стюарт не позволял себе подобной рассеянности, проявляя исключительную пунктуальность в мельчайших деталях, касавшихся его профессии. Что уж говорить о вопросах более серьезных. Поговаривали, что ради нескольких десятых секунды на круге Колин Чепмен делает "лотосы" чересчур хрупкими, играя жизнями своих пилотов. И осторожный Стюарт предпочел команду, которая хоть и не обещала столь стремительной карьеры, но в которой, по его словам, не было такого внутреннего напряжения", - BRM.

Редко кому в формуле 1 удавался такой дебют. Первый же сезон принес Стюарту победу в Гран-при и "бронзу" первенства мира. Лучше были только чемпионы - Джим Кларк и Грэм Хилл. А в первой же гонке сезона-66, Гран-при Монако, Джеки обставил обоих, впервые в жизни выйдя в лидеры "Формулы-1". Многим показалось, что наступает новая эра. Время Брэбхэма, Хилла и даже Кларка проходит. И вместе с "трехлитровой" формулой 1 наступает эпоха Джеки Стюарта. Уж больно быстро покорился этому шотландскому вундеркинду автогоночный Олимп - вспомните, ведь Джеки вступал всего лишь в третий свой профессиональный сезон! Но через три недели после триумфа в Монте-Карло был Большой приз Бельгии.

Трасса в предгорьях Арденн всегда славилась капризной погодой. Длиннющее 14-километровое кольцо, проходившее по дорогам общего пользования, отличалось еще и тем, что порой на отдельных его участках лило как из ведра, а на других было совершенно сухо. Вот и 12 июня 1966 года на старте в Спа-Франкоршам небо обложили тяжелые тучи. Но асфальт оставался сухим. В повороте "Маета Кинк", который гонщики проходили где-то на 240 км/ч, уже шел дождь. BRM Стюарта не удержался на мокрой дороге и, пробив хлипкий деревянный заборчик, вылетел с трассы. "В моей жизни было достаточно много неприятных моментов, - вспоминал много позже Джеки. - Но тот кошмар и теперь стоит перед глазами. Прижатый сломанной рулевой колонкой, я не мог вылезти из этого проклятого железного гроба и, воя от боли, с ужасом наблюдал, как кабина наполнялась бензином из пробитого бака. Достаточно было малейшей искры..." К счастью - именно, к счастью! -в том же самом месте через несколько секунд вылетели и два других пилота BRM. Грэм Хилл и Боб Бондюрант бросились спасать своего товарища, но руль не снимался, Джеки никак не удавалось освободить из обломков машины. Хилл кинулся к судьям, зрителям, раздобыл где-то отвертку. Томительные секунды, минуты длиною в вечность Джеки ждал, когда его вызволят из страшной бензиновой купели. Потом долго-долго ждали "скорую", потом шофер заблудился...

С этого злосчастного дня будто заколдовал кто-то Джеки. За два года лишь четырежды добирался он до финиша. Правда, в аварии больше не попадал, зато в автомобиле ломалось все, что только возможно. И в чемпионате он опускался все ниже: 1966 год - седьмой, 1967 - девятый. "Кончился вундеркинд!" - поспешили объявить его недруги. А их к тому времени у Джеки набралось изрядно.

"Это была первая моя большая авария, - вспоминал Стюарт. - И я вдруг понял: в моих силах сделать так, чтобы она стала и последней. Нужно было немедленно повышать безопасность - трасс, автомобилей, автогонок вообще". Так начался знаменитый "крестовый поход" Джеки. Маленький шотландец развил неожиданно бурную деятельность. В 1966 и 1967 годах он стартовал в "Инди-500" (дебют едва не закончился победой: за двенадцать кругов до финиша упало давление масла - удача улыбнулась Хиллу) и видел, как ревностно относятся к безопасности американцы. И Стюарт стал требовать расширения трасс, строительства отбойников, улучшения покрытия, усиленно рекламировал новые шлемы и комбинезоны, искал огнестойкие материалы для подшлемников и специального нижнего белья. Такой Стюарт не нравился никому. Владельцам трасс приходилось тратить большие деньги. Приверженцы традиций восхищались отчаянными ребятами, садившимися за руль гоночного автомобиля в футболках с коротким рукавом, и откровенно издевались над шотландцем - поклонником противопожарных кальсон. Даже приверженцы Джеки призадумались: а может, парень-то просто трусоват? Другие же откровенно смеялись: видать, сотрясение мозга в Спа не прошло для шотландца бесследно! Согласитесь, сознательно оставаться мишенью для насмешек стоит иногда не меньшего мужества, чем сидеть в бензиновой ванне, каждое мгновение ожидая взрыва. Но Стюарту все, казалось, было нипочем, его тонкий голосок становился все слышнее: "Для вас же, упрямцы, стараюсь!" Перелом наступил в 1968 году. Устав от бесконечных поломок BRM, Джеки вернулся к Кену Тиррелу. "Чему научили вас три года в "Бритиш Рэйсинг Моторс"?" - спросили его тогда. "Во всяком случае, я узнал достаточно, чтобы не подписывать с ними контракт на четвертый сезон", - ответил Стюарт.

За команду Кена Джеки уже выступал - и успешно - в формуле 2. А к сезону 1968 года Тиррелу удалось получить двигатель "Косворт" и шасси французской авиакосмической фирмы "Матра". Правда, сезон начался с неприятности. На гонке формулы 2 в Хараме Стюарт здорово повредил запястье, два гран-при пропустил и много недель ходил в гипсе. И на старт в Спа вышел с забинтованной правой рукой. "Мне многие говорили тогда - ты, парень, с ума сошел! - признался Джеки. - Мало тебе той аварии? Одной рукой, да под дождем, машину точно не удержишь!" Но Джеки справился. До последнего круга он даже лидировал! И только неверная тактика лишила шотландца победы - на последнем круге ему пришлось заехать в боксы дозаправиться.

Зато потом все пошло как по маслу - победы в Зандфоорте, Уоткинс-Глене и самая знаменитая - на "Нюрбургринге". Шел дождь, трассу укутало плотное одеяло тумана, но Джеки лидировал со старта до финиша и "привез" ближайшим преследователям четыре минуты!

Именно тогда стало ясно, что этот маленький шотландец - пилот чемпионского калибра. И обвинять его в трусости уже никто не решался - во всяком случае, никто из тех, кто видел Гран-при Германии на "Нюрбургринге" в августе 1968-го. Так что особенной сенсации не произошло, когда через год, одержав шесть побед в первых восьми этапах, Джеки стал чемпионом мира. И вновь надевал чемпионскую корону в 1971 и 1973 годах, опередив по числу побед в гран-при своих великих предшественников - Кларка и Фанхио. Неожиданностью стало скорее его пятое место в семидесятом и вице-чемпионское звание в 72-м. Сначала им с Кеном Тиррелом ничего не оставалось, как купить весьма посредственный "Марч" ("Кусок дерьма, а не машина!" - говорил товарищ Стюарта "по несчастью" Крис Амон). А потом Джеки подвело здоровье - открылась язва желудка. Да, то была эра Стюарта. Причем он не был баловнем судьбы или только прирожденным талантом, или чутким технарем с золотыми руками и музыкальным слухом. "Кларк - талантливее" - говорили вокруг, - "Риндт быстрее. Но Стюарт - лучший." Он принес в автогонки что-то свое, став навсегда образцом для подражания. "Природные способности - это просто, - писал Джеки в вышедшей в 1972 году книге "Быстрее - Дневник гонщика". - Они или есть, или их нет. Талант не нужно совершенствовать. Главное, чему я научился в 1968 году - самоконтроль. Перед стартом водитель испытывает невероятное напряжение, огромная ответственность перед командой, людьми, которые сделали твой автомобиль, двигатель, шины, бензин, которые просто купили билет и хотят видеть красивое зрелище, заставляет пилотов ошибаться именно на первых метрах, первых поворотах, первых кругах. Я понял, что готовиться к гонке нужно задолго до старта, чтобы выйти на трассу предельно сконцентрированным".

Джеки довел свою систему до совершенства. Обычно общительный, энергичный, улыбчивый, весь собранный и пружинистый, будто мяч, за сутки до выхода на старт он внезапно становился спокойным, даже вяловатым. Уходил в себя, избегал шумных компаний и вообще общения с людьми за исключением самых близких друзей и, разумеется, Хелен. Утром в день гонки Джеки старался занять себя чем-нибудь - хорошей книгой, к примеру. "Главное, - писал он, - не валяться утром в постели, думая о погоде, о тех, кто был быстрее тебя в квалификации и, возможно, обгонит тебя в гонке. Нет, конечно, я не забывал о том, что мне предстоит Большой приз. Но мысль об этом была как будто на втором плане".

"Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-то задаром", - и эту фразу тоже приписывают Стюарту, "первому бизнесмену среди автогонщиков", как иногда его называют. "Я никогда не был любителем, - любил говорить Джеки. - Денег на свою машину у меня не было, а потому мне приходилось быть профессионалом. Я понял, что можно делать деньги на гонках, но очень долго я не понимал, какие деньги!" Еще двукратный чемпион мира, Стюарт заработал в 1973 году восемь-девять тысяч фунтов стерлингов - очень большие по тем временам деньги, такая зарплата была у администраторов крупных компаний. Разумеется, призовыми деньгами и гонорарами, которые платил никогда не слывший богачом Тиррел, Джеки не довольствовался. Он заставил работать на себя "Форд" и ЭЛФ, "Ролекс" и "Гудьир", "Бритиш Эйруэйз" и "Рэнглер", расхваливая на все лады автомобили, бензин, часы и джинсы этих компаний. Причем очень заботился о том, чтобы представлять только самые известные фирмы с самыми громкими именами, как, например, шампанское "Моэт и Шандон". О преумножении богатств шустрого паренька из горной Шотландии следила теперь специальная корпорация под управлением американца Марка Мак Кормака. А сам Джеки жил в швейцарском местечке Беньин, среди виноградников между Женевой и Лозанной.

Это теперь принято у спортсменов во всем мире - служить рекламными щитами разных фирм. А в начале семидесятых столь откровенная погоня за деньгами была в диковинку. И не помогала, разумеется, Джеки привлекать новых поклонников из числа "простых" любителей автогонок. Зато "непростых" друзей и союзников у Стюарта становилось все больше. Среди его знакомых и даже приятелей - особы королевской крови и владельцы крупнейших финансовых и промышленных империй, кинозвезды и модные художники. Словно огромной невидимой сетью оплел шотландец мир богатства и власти, зорко следя за своим имиджем умного интеллигента, проницательного знатока спорта и бизнеса, да еще и своего в доску парня. Невиданное до сих пор в Европе число интервью, тысячи и тысячи автографов, десятки баек, смешных и поучительных историй-полулегенд разошлись по миру из-под пера благодарных за прекрасный материал журнапистов. Так к примеру говорили, что длинные волосы Джеки - тоже неспроста. А в память о "придворном парикмахере" Стюарта Джее Себринге, убитом вместе с кинозвездой Шарон Тейт на вилле близкого друга Джеки, кинорежиссера Романа Поланского. Всегда рассчитывавший каждый свой шаг, Джеки точно спланировал место и время своего ухода из формулы 1. "Прощальным поклоном" великого маэстро должен был стать его сотый Гран-при - "Гран-При США" 1973 года. Тогда судьба вмешалась в планы шотландца: в тренировке погиб товарищ Джеки по команде, Франсуа Север. И Стюарт решил не стартовать.

Но такой человек, разумеется, не мог долго оставаться вне формулы 1. Команда "Пол Стюарт Рэйсинг", основанная для младшего Стюарта (разумеется, шотландца, хотя родился он в Швейцарии), прошла все ступени "золотой лестницы", ведущей в формулу 1. Через нее в разное время прошли Рубене Баррикелло, Ян Магнуссен, Жиль де Ферран и многие другие звезды. Свое возвращение непобежденный чемпион тоже рассчитал превосходно. Исключительное право на новый двигатель "Форд-Косворт", 30-миллионный бюджет, талантливые сотрудники - конструктор Алан Дженкинз, Баррикелло и Магнуссен (которого сам Стюарт называл самым быстрым, кого он видел в Ф1, включая Сенну!) - для шотландца все вновь сложилось удивительно удачно. Так что, вполне возможно, мы вскоре услышим новые песни из бесконечной баллады о бедном шотландском пареньке, ставшем королем - могучим, мудрым и богатым.

Результат для команды Tyrrell
 Дата  Трасса Квалификация  Гонка
19 августа 1973 Osterreichring 7-й  2-й
05 августа 1973 Nurburgring 1-й  1-й
29 июля 1973 Zandvoort 2-й  1-й
03 июня 1973 Monte Carlo 1-й  1-й
20 мая 1973 Zolder 6-й  1-й
03 марта 1973 Kyalami 16-й  1-й
11 февраля 1973 Interlagos 8-й  2-й
28 января 1973 Buenos Aires 4-й  3-й

08 октября 1972 Watkins Glen 1-й  1-й
24 сентября 1972 Mosport Park 5-й  1-й
15 июля 1972 Brands Hatch 4-й  2-й
02 июля 1972 Clermont Ferrand 3-й  1-й
23 января 1972 Buenos Aires 2-й  1-й

19 сентября 1971 Mosport Park 1-й  1-й
01 августа 1971 Nurburgring 1-й  1-й
17 июля 1971 Silverstone 2-й  1-й
04 июля 1971 Paul Ricard 1-й  1-й
23 мая 1971 Monte Carlo 1-й  1-й
18 апреля 1971 Montjuich Park 4-й  1-й
06 марта 1971 Kyalami 1-й  2-й

06 сентября 1970 Monza 4-й  2-й
21 июня 1970 Zandvoort 2-й  2-й
19 апреля 1970 Jarama 3-й  1-й
07 марта 1970 Kyalami 1-й  3-й
Результат для команды Mecanique-Aviation-Traction
 Дата  Трасса Квалификация  Гонка
07 сентября 1969 Monza 3-й  1-й
03 августа 1969 Nurburgring 2-й  2-й
19 июля 1969 Silverstone 2-й  1-й
06 июля 1969 Clermont Ferrand 1-й  1-й
21 июня 1969 Zandvoort 2-й  1-й
04 мая 1969 Montjuich Park 4-й  1-й
01 марта 1969 Kyalami 4-й  1-й

06 октября 1968 Watkins Glen 2-й  1-й
04 августа 1968 Nurburgring 6-й  1-й
07 июля 1968 Rouen 2-й  3-й
23 июня 1968 Zandvoort 5-й  1-й
Результат для команды British Racing Motors
 Дата  Трасса Квалификация  Гонка
02 июля 1967 Le Mans 10-й  3-й
18 июня 1967 Spa Francorchamps 6-й  2-й

22 мая 1966 Monte Carlo 3-й  1-й

12 сентября 1965 Monza 3-й  1-й
18 июля 1965 Zandvoort 6-й  2-й
27 июня 1965 Clermont Ferrand 2-й  2-й
13 июня 1965 Spa Francorchamps 3-й  2-й
30 мая 1965 Monte Carlo 3-й  3-й
АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей